Кредитные услуги рекламируются чуть ли не на каждом углу. Фото PhotoXPress.ru
Госслужащих предполагается два раза в год проверять на наличие у них «зависших» штрафов, а главное, долгов. Соответствующие рекомендации дала на днях Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Там считают, что такие проверки помогут вычислять коррупционеров.
Глава ФССП Артур Парфенчиков рекомендовал федеральным ведомствам и региональным органам власти внимательнее относиться к своим служащим. В частности, проверять их на наличие невыплаченных долгов и штрафов, причем не реже, чем дважды в год. Проводить такого рода мониторинг предполагается и при приеме на работу. А также тогда, когда принимаются решения о продвижении по карьерной лестнице или о награждении сотрудников. В документе ФССП говорится, что негативные факты жизни чиновника, если, допустим, он вдруг окажется злостным алиментщиком, «нарушают правила этического поведения, закрепленные в Кодексе служебного поведения госслужащих», а следовательно, это подрывает имидж исполнительной власти.
Конечно, только за наличие долгов чиновников вряд ли можно будет увольнять, таких оснований просто нет в законе. Но разбирательств с начальством им скорее всего не избежать. В обращении Парфенчикова, впрочем, говорится, что «сам факт отказа от добровольной выплаты долга является правонарушением». По информации «НГ», в некоторых регионах, кстати, проверки уже начались. Причем по долговым базам сегодня пробивают не только госслужащих, но и их близких родственников. Между тем в ФССП убеждены, что «проверка на наличие неоплаченных штрафов и долгов – это логичная мера в рамках борьбы с коррупцией».
Дело в том, что в нашей стране сегодня есть почти не дающая сбоев система получения взятки с помощью оформления кредита на поручителя. В Госдуме утверждают, что хотя такой способ распространен среди госслужащих, механизмов борьбы с ним пока нет. Как рассказал «НГ» зампред комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов («Справедливая Россия»), работает данная схема примерно так: чиновник берет в банке кредит, равный сумме полагающейся ему взятки, а в качестве его поручителя выступает тот, кто и намерен ее дать. Таким образом, в результате с банком расплачивается поручитель. Это, кстати, удобно еще и тем, что полученная сумма кредита не является доходом, а следовательно, должностному лицу не нужно указывать ее в своей декларации. Этого, во-первых, не требует закон, а во-вторых, маловероятно, что об этих деньгах вообще кто-то узнает.
Горовцов согласен, что идея ФССП выявлять таких «должников», конечно, хорошая, но уж больно она точечная. Так что особого результата, по его мнению, она не принесет. Виной тому бюрократическая машина, «у которой нет политической воли, чтобы бороться с коррупцией». К тому же, отметил собеседник «НГ», инициатива ФССП носит рекомендательный характер, стало быть, к ней можно и прислушаться, а можно – и нет.
Депутат убежден, что решать эту проблему нужно самым радикальным способом, а именно – вообще запретить руководящему составу органов исполнительной власти брать кредиты. «Лица, идущие работать в высшее звено управления государством, должны осознанно брать на себя ограничения. В частности, речь идет о тех, у кого есть доступ к административному ресурсу и наличие лоббистских возможностей». То есть тем, кто работает на потенциально коррупциогенных должностях. Горовцов, кстати, указал, что сейчас каждое ведомство уже утвердило их соответствующий список, так что ввести здесь дополнительные ограничения никакого труда не составит.
Что же касается неизбежности самих ограничений для чиновников, то он напомнил, что это вообще-то и не его мнение, а цитаты из постановлений Конституционного суда еще 2003 и 2004 годов. Кроме того, заметил он, в Госдуме уже неоднократно ставился вопрос о необходимости полноценной ратификации Конвенции ООН против коррупции, где есть статья и о необходимости преследования незаконного обогащения чиновников, и о желательности вручения таких полномочий специализированному правоохранительному органу. Однако, напомнил Горовцов, хотя предложения эти звучат уже не один год, соответствующий законопроект, под которым подписалось более сотни думцев, остается без рассмотрения: «Проект закона лежит без движения и какой-либо надежды на его принятие. Понятно, что власть, которая на чиновников и опирается, не хочет создавать для них зоны риска».