0
3575
Газета Политика Интернет-версия

17.10.2014 00:01:00

Адвокатам доверят тайны

Тэги: адвокаты, минюст, запрос, суд, конституция, коммерческая тайна, коап


адвокаты, минюст, запрос, суд, конституция, коммерческая тайна, коап Усиление полномочий адвокатов, конечно, сделает многие процессы в российских судах более состязательными. Фото Reuters

Адвокатам дается право направлять запросы в любые инстанции. Они допускаются и к информации ограниченного доступа – коммерческой, банковской, налоговой, врачебной и другим тайнам. Впрочем, усилен будет госконтроль и над защитниками. Такой законопроект подготовлен в Минюсте.

Министерство юстиции вынесло на общественное обсуждение законодательную инициативу об обеспечении права адвокатов на сбор сведений, которые становятся им необходимыми в ходе судебных процессов. Как уже писала «НГ» (см. номер от 23.09.14), Минюст наконец предлагает сделать то, что уже более 20 лет написано в российской Конституции, а именно – правосудие в нашей стране основывается на принципе состязательности сторон. Однако до сих пор полномочия защиты, необходимые ей для равного противостояния обвинению, в законодательстве изложены в основном общими словами, то есть прямого действия они не имеют. Дескать, у адвоката есть право послать запрос и через месяц, возможно, получить ответ, есть и возможность собирать информацию в пользу своего клиента.

Ведомство Александра Коновалова, под кураторство которого адвокатское сообщество и отнесено, описывает нынешнюю ситуацию таким образом: «Данное право адвоката труднореализуемо, поскольку, регламентировав данное право, законодатель не установил процессуальный порядок производства по сбору и предоставлению доказательств, что на практике вызывает споры и влечет необоснованные решения об отказе в приобщении собранных адвокатом доказательств к материалам дела». Таким образом, в реальности адвокатские хлопоты могут приводить и к негативным последствиям – собранные материалы, на которых предполагалось выстроить линию защиты, объявляются недостоверными или собранными с нарушением закона.

В пояснительной записке к своему проекту Минюст добросовестно перечислил адвокатские проблемы, правда, так и не объяснив, почему же они не решались раньше. Например, право адвоката собирать сведения и обязанность соответствующего органа предоставить информацию не распространяются на конфиденциальные сведения. Нет и порядка предоставления информации ограниченного доступа непосредственно адвокату – и раз перечень лиц, имеющих к ней доступ, является закрытым и адвокаты в нем отсутствуют, получается, что такая информация по адвокатскому запросу не предоставляется в полном соответствии с законом. Более того, указывает Минюст, «конфиденциальные сведения, необходимые адвокату, могут быть получены им только по ходатайству перед органами дознания, следствия или судом», то есть все его аргументы стороне обвинения будут известны заранее.

Поэтому-то Минюст предлагает не просто сделать ответ на запрос защиты делом обязательным не только для госструктур, но и любых других организаций, в том числе и общественных, но и установить для него жесткий срок. Правда, тут заметны разночтения. Скажем, изначально ведомство обещало, что это будет 10 дней (см. «НГ» от 23.09.14). Теперь же в тексте проекта значатся 15 дней, а в пояснительной записке – 20. Некоторые эксперты считают, что речь в первом случае идет о рабочих днях, а во втором – о календарных. Однако собеседник «НГ» из аппарата ГД, знакомый с правилами бюрократических процедур, пояснил, что скорее всего это оставшиеся невытертыми следы внутриправительственных согласований.

В запросах адвокаты смогут требовать сведения, сейчас составляющие коммерческую, банковскую, налоговую, врачебную и иную тайны, короче говоря, любые, кроме тех, что отнесены к госсекретам. Чиновникам и представителям других структур, которые не ответят защите на ее требование дать информацию, грозят административные штрафы. Должностные лица рискуют налететь на 5–10 тыс. руб., а юрлица – на сумму 20–30 тыс. Впрочем, ответственность вводится и для адвокатов – к примеру, за избыточное любопытство или использование полученных данных не по назначению.

А надзирать за правильностью их письменных взаимоотношений с властями, компаниями и частными лицами, а также вообще за профессиональным и этическим обликом защитников станет структура под названием «Комиссия Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам». В нее будут входить представители не только этого сословия, но и люди посторонние – представители Минюста, партий и общественных организаций, светила юридической науки.

Но заинтересованные лица в большинстве своем, как выяснила «НГ», в основном получившимся законом довольны. Например, адвокат Теюб Шарифов одобрил проект Минюста.  «В законопроекте много положительных сторон. Во-первых, если раньше ответа от чиновников приходилось дожидаться как минимум месяц, то теперь  этот срок сократили вдвое. Причем раньше за отсутствие ответа госслужащие не несли ответственности,  теперь на них будут  налагаться штрафы.  Кажется, что изменения не столь значительные. Но когда речь идет об уголовных процессах, тут они могут сыграть важную роль», – пояснил он. Доволен адвокат и вводимой ответственностью для адресатов запросов. «Получается, что бюрократическая  машина дает слабину: адвокатов в их правах приравняли к судьям и следователям. Хотя, конечно,  должен напрягать пункт о том, что за злоупотребление полномочиями – в плане рассыла запросов – адвоката также могут привлечь к административной ответственности. Но как Минюст намерен определять эти злоупотребления? Возможно, это и будет делать новая комиссия по этике. Опасаться ее, думаю, не стоит, поскольку работать комиссия будет при Московской палате адвокатов».

Член Московской палаты адвокатов Виктор Бородин привел пример актуальности нововведений: «Мой подзащитный более месяца находился в стационаре. Близится суд, и состояние его здоровья может повлиять на приговор, но я не могу получить никакой  информации. В конце августа писал запрос в Бутырский СИЗО, но до сих пор ответ не пришел. Два раза я ходил непосредственно к тюремному руководству – отвечают, что  посылали ответ. Когда прошу показать копию, мне говорят, мол, пишите новый запрос». Бородин отметил, что не знает, как в подобном случае будет действовать новый  закон, но выразил надежду, что тот исправит ситуацию. Конечно, напомнил адвокат, с исполнением законов в нашей стране туго, но у чиновников по крайней мере исчезнет юридическая отговорка.

Бородину понравилась идея усилить ответственность за отсутствие ответа, ведь главным требованием всегда было снизить его срок. «Но тут Минюст пошел на уловку – в проекте речь идет о 15 рабочих днях, то есть сколько календарных дней может пройти, если я, допустим, пошлю заявку в пятницу? Больше 20. Да это почти те же 30 дней». – сказал он «НГ».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3312
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1831
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
4640
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
6028

Другие новости