Правозащитники в России признали Надежду Савченко «узницей совести». Кадр из новостного сюжета телеканала ТСН
МИД Украины потребовал отпустить на свободу своих граждан, которых удерживают в России, а в Киеве считают политзаключенными. Таковых 10 человек. Среди них – военная летчица Надежда Савченко и режиссер из Крыма Олег Сенцов. Последний, кстати, включен Росфинмониторингом в список террористов.
Басманный суд вчера перенес на 11 ноября заседание по жалобе защиты украинской летчицы Надежды Савченко на проведение стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы. До оглашения решения летчица была этапирована в Институт имени Сербского. Хотя предыдущее заседание суда перенесли на 13 октября именно из-за ходатайства о личном участии Надежды Савченко в рассмотрении этого вопроса, уточнил в беседе с «НГ» адвокат летчицы Марк Фейгин.
В Следственном комитете (СК) назвали происходящее стандартной процедурой, используемой в отношении обвиняемых в особо тяжких преступлениях. К таковым, напомним, относится уголовное дело в отношении летчицы, которую обвиняют в пособничестве убийству российских журналистов во время боевых действий в Донбассе. «Савченко и ее защитник были уведомлены о назначении экспертизы в установленном законом порядке», – пояснил официальный представитель СК Владимир Маркин.
Защита Савченко называет возмутительным как само обвинение, так и предшествовавшее ему похищение летчицы с территории Украины, о котором все время и заявляет МИД этой страны. Историю Савченко стороны активно используют для взаимного шантажа и пытаются извлечь из нее политические дивиденды. Киев призывает к немедленному освобождению и ее, и крымского режиссера Олега Сенцова, а также других политзаключенных – граждан Украины. Таковых сейчас 10 человек.
В украинском МИДе утверждают, что и Савченко, и Сенцов – в списке «заложников», обмен которыми предусмотрен в рамках Минских договоренностей между сторонами конфликта. К политическим заключенным представители МИДа относят также участника студенческих и экологических акций Александра Кольченко и активиста Алексея Чирния. Они были задержаны вместе с Сенцовым весной по подозрению в поджоге офиса «Русской общины Крыма» и офиса «Единой России», за что их и обвинили в терроризме. Сейчас активисты содержатся в столичном СИЗО «Лефортово». Не дожидаясь решения суда, Росфинмониторинг включил крымских активистов в перечень террористов и экстремистов. В списке есть и 30-летний уроженец Симферополя Дмитрий Стороженко, однако не известно, имеет ли он отношение к «делу Сенцова». В том же перечне и российский активист из Краснодарского края Сергей Титаренко, имевший отношение к организации марша «За федерализацию Кубани». Схожие обвинения предъявлены еще трем кубанским жителям.
Адвокат Сенцова Дмитрий Динзе вчера объявил, что будет обжаловать это решение. «Наверное, в Росфинмониторинге перепутали приговор с постановлением о продлении срока содержания под стражей, – объяснил он. – Опираясь на постановление о продлении срока, нельзя говорить, что Сенцов виновен в каком-то преступлении». А защита Савченко подготовила обращение к международной правозащитной организации Amnesty International и Комитету ООН по правам человека с призывом присвоить ей статус «узник совести».
Руководитель программы поддержки политзаключенных правозащитного центра «Мемориал» Сергей Давидис заявил «НГ», что их организация признала Савченко политзаключенной. «Об этом свидетельствует достаточно большой объем материалов ее дела и информации о тех обстоятельствах, с которыми связано преступление, в котором ее обвиняют. Мы требуем немедленного и безусловного освобождения Надежды Савченко», – сказал Давидис. Он предположил, что государство на этом этапе формально ее обменять не может. «Но даже если дело дойдет до суда и она будет осуждена, то после этого какая-то форма обмена или амнистии может быть реализована», – заключил он.
Что касается возможного освобождения Савченко либо ее обмена, Марк Фейгин пояснил «НГ», что прогноз – дело неблагодарное. «Что касается процессуальной стороны, простого обмена здесь не будет, будет какая-то схема договоренности на высшем уровне, а как она будет реализована – я не берусь судить. Здесь можно обменом назвать, собственно говоря, освобождение ее от уголовной ответственности, признание невменяемой и передачу для принудительного лечения в Украину. Я не берусь судить о ходах, которые есть на политическом уровне. Процессуально мы будем готовы к проведению суда», – заключил защитник.
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков заявил «НГ», что арест Савченко не лучшим образом сказывается на репутации страны: «Ее следовало бы освободить, я думаю, это будет очень резонансное дело. Не исключаю, что Запад признает, что она «узница совести» и что она преследуется по политическим мотивам. И это будет серьезным испытанием для нашего правосудия». Единственный человек, который может решить этот вопрос в данный момент, – президент Владимир Путин, говорит эксперт: «Пойдет ли он на это? Пока сомневаюсь. Хотя он мог бы приложить определенные усилия для того, чтобы ее освободили и отправили в Украину. Мы здесь в очередной раз наступили на те же грабли, что и с арестом гринписовцев или Pussy Riot. Это все портит репутацию российской власти в глазах международного сообщества».