Генпрокурор Юрий Чайка более года назад предложил сажать взяточников, а не штрафовать. Фото РИА Новости
По информации «НГ», КПРФ готовит предложение об отмене кратных штрафов за взятки и возвращении для коррупционеров тюремных сроков. Эксперты объясняют, что идея наказывать рублем потерпела крах во многом из-за низкоэффективной работы судебных приставов.
Коммунисты в Госдуме, как стало известно «НГ», задумали отменить штрафы за коррупционные преступления, которые рассчитываются умножением сумм полученных взяток. Напомним, что система кратных штрафов была введена в 2011 году по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Теперь вместо них предлагается вернуться к наказанию традиционному – так называемым посадкам. Соответствующий законопроект будет внесен на рассмотрение ГД в начале ноября. Коммунисты настаивают, что карать за взятку в небольших размерах надо сроком от 3 до 5 лет, если сумма средняя, то давать от 10 до 15 лет. За крупные же денежные операции, как объяснили «НГ» в Компартии, можно наказывать и пожизненным заключением.
По словам главы юридической службы КПРФ Вадима Соловьева, бороться сегодня с коррупцией одними штрафами опасно: «С таким подходом коррупция будет вечной. Отсутствие реального наказания только повышает аппетит у коррупционеров, которые живут по принципу «поймают – откуплюсь». Взяточников два года назад решили бить рублем, рассчитывая, что им будет жалко отдавать денег в десятки раз больше, чем они взяли. Однако на деле, говорит Соловьев, теоретически столь суровые наказания к ожидаемому эффекту не привели. Причем, по словам парламентария, за эти годы наметилась любопытная тенденция: на скамье подсудимых чаще оказываются те, кто давал взятки, нежели те, кто их брал. «Просто вторым всегда проще откупиться, – заявил Соловьев «НГ». – Ведь, не секрет, что штрафная система уголовного наказания подпитывает коррупцию среди судей». Следователи, отметил депутат, «тоже не особо заинтересованы в расследовании коррупционных преступлений, поскольку их продвижение по службе зависит от раскрываемости уголовных дел, а занятость сложными случаями этому не способствует».
Данные Судебного департамента судебной статистики за первое полугодие 2014 года показывают, что суды стали в полтора раза чаще выносить приговоры коррупционерам. По сравнению с первым полугодием 2013 года на 44% увеличилось число осужденных за получение и дачу взяток. Количество приговоров по этим статьям выросло с 2230 до 3214. Основным наказанием по-прежнему остаются многомиллионные штрафы, кратные суммам взяток. Они выглядят красиво, напоминает Соловьев, но в реальности практически не выплачиваются.
Весной прошлого года об этом прямо заявил руководитель администрации президента Сергей Иванов: за первую половину 2013-го судами были вынесены штрафы в общей сложности на 20 млрд руб., но возмещено из них только 20 млн, то есть 1%.
Позже неэффективность наказания взяточников штрафами признал и президент Владимир Путин. «Решения о либерализации, как мы знаем, были приняты еще в 2011 году, мы тогда все с этим согласились, надеялись, что это будет обращение к совести тех людей, которые совершают те или иные правонарушения. Но, судя по всему, практика показывает, что эта либерализация не работает должным образом», – заявил Путин на заседании Совета по противодействию коррупции. По его словам, большинство взяточников «приговорено к штрафам, которые преступники не платят, находят всевозможные нормативные лазейки». Поэтому в июле прошлого года генпрокурор Юрий Чайка на встрече с главой государства заявил о разработке поправок, отменяющих это направление гуманизации уголовного права.
Адвокат Теюб Шарифов заявил «НГ», что хотя попытка ввести в России финансовую ответственность за коррупционные преступления явно провалилась, власти не решаются на очевидные законодательные изменения. По его мнению, это может быть связано с тем, что большую часть осуждаемых за взятки по-прежнему составляют чиновники – муниципальные, региональные и федеральные, а «разве государство заинтересовано в том, чтобы их пересажать?»
Служба судебных приставов для исполнения приговоров
о наказании взяточников рублем имеет право обратить внимание на их имущество. Фото с сайта www.fssprus.ru |
Кстати, сегодня в Мосгорсуде Шарифов будет оспаривать назначенный его клиентке штраф в 60-кратном размере суммы взятки, а именно – 9 млн. 300 тыс. руб. В апелляционной жалобе он утверждает, что суд при вынесении приговора не в полной мере учел установленные самим же судом смягчающие обстоятельства. «Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы либо иного дохода. Но если человека уволили с работы, откуда у него будут средства на выплату долга? Тут и возникают нестыковки с исполнением решения суда», – подчеркивает адвокат.
Между тем, пояснил Шарифов, за невыплату штрафа человека, конечно, можно направить в тюрьму, но при условии, что он является злостным неплательщиком. А таковыми признать можно далеко не всех. Юридического определения «злостный» не существует, хотя на практике, если взяточник уклоняется от судебных приставов и срочно пытается избавиться от многомиллионного имущества, его скорее всего все-таки посадят. «Поэтому умные коррупционеры ведут себя спокойно, не прячутся от приставов и утверждают, что, несмотря на желание расплатиться, у них нет на это денег, – говорит Шарифов. – В этом случае их, разумеется, нельзя назвать злостными, а потому начинаются отсрочки, различные судебные процедуры и т.д.». Кроме того, по словам эксперта, нет четкого механизма работы системы исполнительного производства: «Судебные приставы могут годами ходить за человеком, выбивая из него долги». Шарифов согласен с коммунистами в их стремлении возвратить реальные сроки.
Палкой о двух концах назвал их инициативу федеральный судья Дмитрий Новиков. С одной стороны, сказал он, наша судебная система работает таким образом, что обвинительный приговор может быть вынесен только на показаниях свидетелей: «Человека могут оклеветать и беспочвенно обвинить во взятке. Поэтому если речь идет о невиновном, то пусть лучше ему присудят штраф за то, чего он не совершал, нежели отправят на 15 лет в тюрьму». С другой стороны, если человек действительно брал взятку, принцип неотвратимости наказания тут не действует. «Ведь он попался на одной взятке, а сколько он их взял до этого? Я думаю, этому человеку ничего не будет стоить выплатить назначенную сумму. Но уроком для него это точно не послужит», – утверждает Новиков.
Председатель комитета ГД по безопасности Ирина Яровая заявила «НГ», что коммунистам не стоит спешить с их инициативами. «Президентом абсолютно правильно была обозначена неадекватность принимаемых решений по кратным штрафам. Здесь вопрос стоит в правоприменении», – пояснила она. Дело в том, что есть возможность и вместо штрафов сразу назначать срок, и давать его упорным неплательщикам. «В этой части постановлением пленума Верховного суда от 3 декабря 2013 года были даны разъяснения, что злостные уклонисты от штрафов будут подвергаться наказанию в виде лишения свободы, которое не может быть условным», – подчеркнула Яровая.