Участников акции 6 мая 2012 года до сих пор продолжают судить. Фото Reuters
Замоскворецкий суд вчера приступил к рассмотрению обвинений против очередного фигуранта «болотного дела» – Дмитрия Ишевского. Ему предъявлена статья о насилии по отношению к полицейским. По мнению экспертов, таким образом запугивание оппозиции продолжается.
Дмитрий Ишевский является 30-м по счету фигурантом «болотного дела». Он был задержан в мае этого года. Как утверждали в Следственном комитете, некий свидетель опознал в нем человека, который сорвал шлем с сотрудника полиции во время акции 6 мая 2012 года. А тот, по показаниям, «упал и испытал боль». По версии следствия, активист также «бросал неустановленные предметы в неустановленных сотрудников полиции».
От показаний во время следственных действий Ишевский отказался, рассказал его адвокат Дмитрий Дубровин. Он утверждает, что следствие пыталось склонить подзащитного к признанию вины. Напомним, что фигуранты «болотного дела» первой и второй волны были приговорены к различным срокам заключения, в среднем от трех до пяти лет колонии.
К четырем с половиной годам колонии также были приговорены оппозиционеры Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев, которых следствие и суд посчитали организаторами якобы имевших место беспорядков на Болотной площади. Сейчас оба пребывают в соседних палатах тюремной больницы изолятора «Матросская Тишина». У Удальцова проявились последствия объявленной им сразу же после вынесения приговора голодовки. Развозжаев, как сообщила «НГ» его адвокат Виолетта Волкова, страдает сердцем, что в тюремных условиях вылечить невозможно.
Ранее уже были сообщения о вроде бы перенесенном Развозжаевым инфаркте, которые защита опровергла. «Тем не менее, по данным Общественной наблюдательной комиссии, он на некоторое время был перемещен в палату интенсивной терапии, – сказала Волкова. – Состояние Леонида Развозжаева вызывает у нас большие опасения».
Не совсем понятны и сроки апелляции – по словам Волковой, защита до сих пор не видела протоколы судебных заседаний. Крайний срок апелляции – декабрь, но не исключено, что она может состояться в январе–феврале, уточнила Волкова.
В ожидании апелляции сейчас и четверо фигурантов второй волны «болотного дела», осужденные 18 августа, – Александр Марголин, Алексей Гаскаров, Илья Гущин и Елена Кохтарева.
Адвокат Марголина Никита Таранищенко пояснил «НГ», что сейчас защита собирает у администраций СИЗО документы, положительно характеризующие подзащитного. «Условия содержания приемлемые, – говорит собеседник «НГ». – В приемной Натальи Сусиной (судьи, вынесшей обвинительный приговор. – «НГ») заявили, что отправили документы в Мосгорсуд. Значит, в скором времени можно ожидать рассмотрения».
В зависимости от ее итогов будет рассмотрен и вопрос о подаче документов на условно-досрочное освобождение. Напомним, что Гаскаров и Марголин за участие в акции на Болотной были приговорены к трем с половиной годам заключения, Гущин – к двум с половиной. Пенсионерка Кохтарева получила три года и три месяца условно.
Эксперты подчеркивают, что продолжение суда над «болотниками» свидетельствует о продолжении давления на оппозицию. Власти вполне могли бы закончить с этим делом, учитывая, что жесткость репрессивной машины по отношению к несогласным уже продемонстрирована. Ишевского, отметим, преследуют не просто за участие в беспорядках, что в принципе подпадает под амнистию, но и по статье 318 Уголовного кодекса, которая за насилие против представителя власти предполагает многолетнее заключение.
«Бюрократическая машина работает со скрипом, – пояснил «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – Отсутствие четких вводных не позволяет силовикам, участвующим в этом процессе, быстро сориентироваться. Властям же затягивание выгодно, чтобы держать в тонусе оппозицию. В постоянном режиме демонстрировать, к чему приводит участие в протестах и противодействие силовым структурам».