Сегодня Верховный суд (ВС РФ) определит законность внеплановых проверок со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС), так называемых рейдов на рассвете. Эксперты указывают, что «утренним обыскам» и другому прессингу силовиков сейчас подвергаются и бизнес, и политическая оппозиция, и гражданские активисты.
С 2011 года ФАС наделили правом «на обыск с выемкой» в организациях. Основанием для такого рейда может стать простое подозрение в том, что юрлицо может нарушать законодательство о защите конкуренции. Некоторое время назад Высший арбитражный суд, в который обратились коммерческие структуры, практику ФАС признал незаконной. Хотя и по формальным основаниям: выяснилось, что методика проверок не прошла госрегистрацию и не была опубликована.
В ФАС подчеркивают, что проверки, дескать, законом не запрещены, а потому ни о какой регистрации внутреннего нормативного акта речи идти не может. Представители же бизнеса объясняют, что плохи не сами проверки, а внезапный порядок их проведения, причем без возбуждения уголовного дела и решения суда.
Эксперты объясняют, что сегодняшнее решение ВС РФ будет крайне важным для бизнеса. Ведь поскольку такие проверки не имеют предмета, они зачастую превращаются в обыск с копированием всей информации о деятельности компаний. Между тем для их проведения достаточно заявления конкурента или негативного комментария в Интернете. Подобные методы противоречат Конституции и принципу презумпции невиновности, уверяют бизнесмены. По предоставленной ими статистике, по числу так называемых рейдов на рассвете Россия в 2013 году обогнала Турцию и заняла первое место в мире. В большинстве же стран для рейда на рассвете требуется санкция суда или прокурора. Или как минимум веское основание.
Если в случае с коммерческими компаниями обозначение – «рейд на рассвете» – является всего лишь условным обозначением, то в других сферах силовики применяют этот способ в реальности. Практика обысков ранним утром уже внедрена в буквальном смысле – и используется чаще всего против оппозиционеров. И не столько для того, чтобы найти необходимые улики, сколько чтобы напугать и застать врасплох человека и его семью.
За последнее время с обыском на рассвете правоохранители приходили к Илье Яшину, Ксении Собчак, Сергею Удальцову, Алексею Навальному, активистке из Крыма Елизавете Богутской и многим другим. Оппозиционеры описывали происходящее так: сквозь сон слышатся сильные удары ногами в дверь, после чего в квартиру врываются неизвестные люди и начинают хозяйничать в личных вещах.
Адвокат Вадим Клювгант в беседе с «НГ» подчеркивает, что экстренные проверки на основании подозрений, внезапные обыски без соответствующих на то оснований противоречат Конституции, где именно права человека объявлены высшей ценностью. А в их защите как раз и состоит предназначение государства. «Права могут ограничивать только в исключительных случаях. Насильственное вторжение к кому бы то ни было возможно только при опасении, что могут быть уничтожены следы преступления. Это же касается и отраслевого законодательства о внеплановых проверках», – заявил он.
Член президиума «Опоры России» Евгений Шлеменков заявил «НГ»: «Внутренние акты, которые не проведены через Минюст, совершенно нелегитимны. Я вообще против беззакония. У вас есть определенные регламенты, которые утверждены законодательством, ну и действуйте в рамках этих регламентов. А зачем пугалками заниматься? – недоумевает собеседник «НГ». – Это говорит только о том, что, по-видимому, нет реальных оснований для проверки, доказательный базы, и ее пытаются получить взятием на испуг».