Партия Владимира Жириновского будет отвечать за патриотически настроенного избирателя. Фото РИА Новости
В Кремле обсуждается сценарий укрепления ЛДПР перед выборами в Госдуму 2016 года, сообщил «НГ» источник, близкий к администрации президента. Партии Владимира Жириновского уже включен режим наибольшего благоприятствования в расчете на то, что именно она перехватит у КПРФ тот самый патриотический электорат, который сильно радикализировался из-за событий в Украине и благодаря работе государственных СМИ. Именно в них сейчас и цитируются часто высказывания лидера ЛДПР на украинскую тему. Кандидаты этой партии на губернаторских выборах, кстати, почти повсеместно были зарегистрированы, а теперь им прочат места в Госдуме по одномандатным округам. Так что ЛДПР вполне способна будет вести борьбу с КПРФ за второе место.
К партии Владимира Жириновского решено более внимательно присмотреться из-за все более радикальных настроений той части российских избирателей, которых принято считать «патриотами». В ходе выборов в Госдуму 2016 года умеренного избирателя, как обычно, рассчитывает взять себе «Единая Россия», но появилась опасность, что электорат, ностальгирующий по СССР, недовольный соглашениями ДНР и ЛНР с Киевом и постоянно подогреваемый пропагандой на госканалах, вдруг массово перейдет к КПРФ.
Поэтому сейчас в администрации президента, как утверждают источники «НГ», активно готовится план по переманиванию всех сторонников максимально жесткого курса России в Украине к ЛДПР. Для партии уже включен режим наибольшего благоприятствования в ряде СМИ, где охотно цитируются высказывания Жириновского по поводу Украины.
Его партия активно призывает разоблачать «пятую колонну» внутри России, а также принимать радикальные меры в отношении «киевско-фашистской хунты». Напомним, что явное сближение ЛДПР с властью стало заметно в 2011–2012 годах, когда и «Справедливая Россия», и КПРФ, наоборот, пытались заигрывать с белоленточным движением. В апреле 2012 года у партии – первой среди оппозиционных думских – появился свой губернатор: Алексей Островский в Смоленской области.
Другой показательный пример – прошедшие губернаторские выборы, на которых с легкостью прошли регистрацию все кандидаты в губернаторы от ЛДПР, несмотря на то что у нее не много муниципальных депутатов. Но и снимались с выборов они в случае необходимости так же легко. Скажем, в Оренбургской области ЛДПР сняла с гонки своего Сергея Катасонова, который уже начал объединять вокруг себя всю оппозицию. В то же время в целом результаты избирательной кампании ЛДПР отнюдь не такие уж и блестящие. В девяти регионах результат ухудшен по сравнению с выборами 2009–2010 годов, в трех – улучшен. А в парламенты новых субъектов РФ – Севастополя и Крыма – из системной оппозиции вошла лишь ЛДПР. По сведениям источников «НГ», в ходе думской кампании она должна будет вести борьбу с КПРФ за второе место, чтобы потом вступить в неформальную коалицию с «Единой Россией».
ЛДПР уже почти 25 лет существует в статусе
оппозиционной партии. Фото с сайта www.ldpr.ru |
Владимир Жириновский в беседе с «НГ» заявил, что его партия рассчитывает на наилучший результат на выборах в Госдуму. И при проведении «абсолютно прозрачных выборов» речь, по его мнению, могла бы идти о первом месте. «Единая Россия» делает ставку на одномандатные округа, но может опуститься по партийным спискам. В любом случае мы останемся в тройке ведущих партий», – пояснил он. В ответ на замечание о том, что в ряде регионов ЛДПР давно превратилась в сателлита «Единой России», Жириновский заявил, что «нигде никогда не давал команды голосовать вместе с единороссами»: «Мы голосуем, когда совпадают позиции, когда речь идет о борьбе с коррупцией, наркотиками и т.д.». А, скажем, закон об ужесточении правил проведения митингов был поддержан ЛДПР, «чтобы избежать в Москве майдана». Катасонов же был снят из-за подозрений в коррупции, о которых на момент его выдвижения партия не знала, подчеркнул руководитель либерал-демократов.
Депутат ГД Сергей Иванов заявил «НГ», что был бы рад, если бы партия заняла первое место, ведь «теоретически в нашей стране может произойти все что угодно». Но предположение о возможной коалиции с ЕР Иванов отверг - мол, не вступали и не собираемся».
Замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов объяснил «НГ», что «если выборы будут проводить честно, ЛДПР сможет занять второе место». По его мнению, расклад в Госдуме № 7 окажется такой: «У партии власти будет примерно 25–30%, второе место будет у ЛДПР – примерно 25%». Этот результат, по его словам, будет связан с тем, что у КПРФ естественная убыль избирателей с одной стороны, а с другой – сейчас много партий левого толка, которые оттягивают у нее голоса. По поводу коалиции с ЕР Нилов ответил расплывчато: «У нас всегда своя позиция по тем или иным вопросам. Я не могу сказать, что никаких коалиций у нас не будет. Если мы говорим про правительство, то у нас всегда есть свои кандидатуры на те или иные посты».
По мнению гендиректора Института приоритетных региональных проектов Николая Миронова, стабильное положение кандидатов от ЛДПР на прошедших губернаторских выборах означает, что партии была дана возможность обозначить своих претендентов в преддверии думских выборов: «Случай с Катасоновым в Оренбурге является исключением. Но и в этом случае кандидат был отозван самой партией после соответствующего сигнала». Это действительно может свидетельствовать о том, что для ЛДПР готовится особая роль: стать противовесом КПРФ, не дать коммунистам использовать радикально-патриотическую повестку и усилиться на соответствующем фланге. Это косвенно подтверждается частотой появлений Жириновского на телеэкране и риторикой партии на прошедших выборах. По мнению эксперта, «выполнив свою роль, патриарх российской политики сможет спокойно уйти на пожизненное сенаторство, а его партия в Госдуме будет действовать в связке с «Единой Россией».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский в беседе с «НГ» заметил, что ЛДПР фактически давно является сателлитом ЕР, ее продвигали в этом качестве и будут продвигать. При этом, пояснил эксперт, утечку о превращении ЛДПР во вторую партию власти стоит прежде всего воспринимать как «еще один способ давления Кремля на КПРФ, поскольку, несмотря на сложности с мобилизацией избирателей, Компартия была и остается по итогам последних выборов второй по значимости партией в России». «Президентская администрация ведет жесткую игру с КПРФ, временами действуя против нее, а временами сотрудничая с ней, – говорит Туровский. – ЛДПР же всегда жестко выступала против КПРФ, поэтому именно эта партия используется как дубинка против коммунистов». При этом, считает Туровский, «у ЛДПР самой по себе нет особого потенциала, чтобы стать второй партией власти».
Стоит заметить, однако, что и у ряда новых партий, которые получили по одному месту в некоторых региональных парламентах, отняв их у коммунистов или эсэров, тоже вроде бы видимого потенциала нет. Зато, правда, у них были названия, схожие с наименованиями партий, против которых они работали, а в дополнение к этому – административный ресурс.