Избирательный бюллетень расти в длину скорее всего больше не будет. Фото РИА Новости
Партийное строительство, судя по сайту Минюста, приостановилось. Количество партий колеблется вокруг отметки 75–76 штук, сокращается и список оргкомитетов. Зато растет перечень политструктур, которые за полгода не смогли создать отделения в половине регионов. Эксперты объясняют это тем, что, с одной стороны, все необходимые игроки на партийном поле уже присутствуют и властям больше нет смысла держать двери Минюста широко открытыми, а с другой – разочарованием активных граждан в партийной деятельности.
Решение Минюста отказать Партии прогресса от места в официальном реестре, как выяснила «НГ», объясняется не только политической целесообразностью, но и определенным трендом на прекращение в стране безудержного партстроительства.
Сейчас в России 75 партий, и именно на этой отметке их количество остается длительное время, то немного превышая ее, то чуть-чуть падая. Последняя же из зарегистрированных ведомством Александра Коновалова политструктур появилась на его сайте в конце июня. Напомним, что называется она Партия родителей будущего и в своей программе обещает заполнить большую часть выборных должностей страны именно представителями родительского сословия. Понятно, что такое обещание эта партия выполнит даже в том случае, если не выиграет ни одних выборов.
В течение трех месяцев никакой группе активных граждан в заветные двери Минюста попасть не удалось. Впрочем, в последнее время это на самом деле и удавалось немногим. Скажем, предпоследняя в реестре Объединенная партия людей ограниченной трудоспособности России записана там в начале июня, а идущая сейчас под № 73 Интернациональная партия России – в конце марта. Мартовской стала и Партия социальных реформ, Партия человека труда свидетельство получила в феврале, а вместе с ней еще одна – та самая Партия прогресса сторонников блогера Алексея Навального, которая теперь оказалась под ударом регистрирующего ведомства. Любопытно, кстати, будет посмотреть, сможет ли другая февральская партия получить от Минюста полноценный сертификат.
Предыдущая же политструктура – Спортивная партия России «Здоровые силы» получила официальный статус в конце ноября 2013 года. То есть за год в РФ не возникло и десятка партий, хотя раньше столько возникало за месяц. Напомним, что и количество оргкомитетов, то есть инициативных групп россиян, у которых есть год на сбор 500 сторонников, не так давно зашкаливало в ведомостях Минюста за две сотни. По состоянию на 26 сентября их лишь 60. Да и то эта цифра, объяснили «НГ» специалисты в минюстовской бухгалтерии из аппарата Госдумы, завышена. Дело в том, что ведомство ведет подсчет урожая на партийном поле по различным системам, а потому одна и та же партия может учитываться дважды, а то и трижды.
Например, есть у Минюста списочек партий с приостановленной регистрацией, в котором сейчас четыре штуки. Раньше таковых было больше, но они постепенно переползают на другую страницу гроссбуха – в перечень тех, кому в регистрации отказано с самого начала. Здесь их ныне 12, и среди них всем известные «Другая Россия» Эдуарда Лимонова и Народно-патриотическая партия России Владимира Милосердова. Последней, кстати, в списке «зарубленных» значится партия «Свобода и народовластие» бывшего мэра Владивостока Виктора Черепкова. А в регистре тех, кто точно так же, как и Партия прогресса, не смог найти на просторах России 500 человек, содержится пока тоже 12 позиций, но именно эта часть общего партийного реестра Минюста в ближайшее время и будет расти.
Между тем кроме крайне либеральных требований к партийному старту законодательство содержит и весьма жесткие нормы по естественному отбору политструктур. Например, если в течение семи лет партия не участвовала в выборах Госдумы или президента, то есть не имела на них зарегистрированных кандидатов, либо не вышла на 10% губернаторских кампаний, либо не смогла побороться на 20% выборов в заксобрания субъектов РФ, либо не охватила половину всех российских муниципалитетов, то она должна быть ликвидирована. Впрочем, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев уверил «НГ», что многие из нынешних партий до семи лет не доживут сами по себе. Дело в огромной бюрократической нагрузке на партии, требующей денег на юристов и бухгалтеров.
Коммунист полагает, что власть не станет заниматься прореживанием партийной грядки, ей достаточно негостеприимности Минюста и «разочарования активных граждан в выбранной ими партийной стезе, которая, как они сейчас убеждаются, никому особо-то и не нужна». По словам Соловьева, сегодня на Кремль в общепартийном перечне работает примерно две трети организаций, которых обычно называют спойлерами. Остальные наличествуют там для прикрытия, а лишних в этой игре просто отсекают.
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков также считает, что принудительно чистить реестр власти пока не собираются: «На прошедших выборах у Центризбиркома и прочих госорганов хорошо получалось рапортовать о возросшей конкурентности выборов, и поэтому количественный фактор для них важен. Ведь именно им они эту конкурентность и измеряют вместо того, чтобы посмотреть на качество выборов». Более того, кроме традиционного раздробления электората с помощью спойлеров, отметил эксперт, была применена и технология «задвижения кандидатов», когда кому-то из неугодных власти претендентов сначала некая партия предоставляла возможность выдвинуться, а потом отзывала в самом конце срока, тем самым оставляя его «с носом». «Пока многочисленность партий Кремлю выгодна, но дезорганизации он позволить не может. Отсюда и более суровое отношение Минюста», – полагает Хомяков.