На Поклонной горе прошел антивоенный траурный митинг в память о погибших в Донбассе. Фото Reuters
Спустя почти неделю после «Марша мира», 21 сентября, «Справедливая Россия» неожиданно объявила о разрыве всяких контактов с РПР–ПАРНАС, «Яблоком», Партией 5 декабря и рядом других либеральных движений. В «Яблоке», кстати, свою антивоенную позицию считают правильной и подтвержденной результатами недавних выборов. А еще «Марш мира» вызвал ответную уличную акцию – антивоенный митинг «За Донецк», состоявшийся в прошедшую субботу на Поклонной горе.
В заявлении «Справедливой России» подчеркивается, что «Марш мира» в партии считают «антироссийской акцией». «Участники акции снова и снова повторяют ложь о российской агрессии, умышленно формируют общественное мнение об Украине, якобы ставшей жертвой российской агрессии», – говорится в документе.
Звучавшие на «Марше мира» лозунги эсэры осудили, а членам партии было предписано прекратить любое сотрудничество с «Яблоком», РПР–ПАРНАС, «Солидарностью» и Партией 5 декабря.
В «Яблоке», напротив, назвали свою стратегическую позицию – против войны с Украиной и политики изоляционизма – успешной. На прошедшем в выходные политсовете было объявлено, что средний процент голосования за кандидатов от партии на выборах в Мосгордуму составил 12,5%. В некоторых округах яблочники заняли вторые места, получив более 20% голосов. В других регионах – Московской области, Краснодарском и Красноярском краях и в Республике Карелия «Яблоко» получило мандаты депутатов заксобраний. «Это – наш базис для продолжения работы, несмотря на то что выборы стали во многом имитационным институтом», – говорится в заявлении руководства «Яблока».
Наиболее интересным в данной ситуации выглядит не сам факт заявления эсэров – о разрыве дружбы с несистемной оппозицией они уведомили уже давно, а то обстоятельство, что оно было сделано так поздно. И практически совпало по времени с митингом «За Донецк», прошедшим в субботу на Поклонной горе. Полиция, заметим, даже пригрозила оштрафовать его организаторов за превышение численности участников, составившей 17 тыс. человек. Блогеры же сообщают, что среди них были люди, якобы пришедшие на акцию за деньги. Впрочем, это обычное дело для сетевого противостояния противников и сторонников.
Цели ответного «Маршу мира» митинга были также сугубо антивоенными. Тем более что и назначен он был из-за действительно трагических событий – под Донецком обнаружены захоронения убитых людей. Представляется, однако, что задумка эта не слишком удачна, ведь использовать в политической борьбе такие поводы не слишком этично. Точно так же, как и выходить на акцию против войны тем, кто публично выступает за силовое решение конфликта в Украине. Тем не менее на госканалах митинг в поддержку власти на Поклонной, как и ранее бывало в подобных случаях, был противопоставлен оппозиционному «Маршу мира», прошедшему неделей ранее. Оппозиционная акция поэтому снова была кратко в телеэфире (это ее организаторы, кстати, считают очередным подтверждением ее успеха). В эфире «Вестей в субботу» прозвучала фраза, что марш, хотя и был антипутинским, все-таки состоялся. А до того экс-премьер Евгений Примаков в эфире той же программы объявил, что «журналистам надо быть тоньше».
Сопредседатель РПР–ПАРНАС Борис Немцов, комментируя ситуацию с заявлением эсэров о прекращении сотрудничества, заявил, что прекращать и нечего: «У нас с партией Миронова никаких отношений не было. Мы заботимся о гигиене и репутации и не хотим иметь дел с «партией войны». По словам Немцова, эсэры, как и организаторы митинга «За Донецк», могут сколько угодно прикрываться необходимостью расследования массовых убийств, которые расследовать, безусловно, надо: «Но шила в мешке не утаишь – это был митинг в поддержку Путина и за агрессию в Украине».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко в беседе с «НГ» подчеркивает, что митинг на Поклонной должен был продемонстрировать «народную волю». Сделано это было скорее для галочки, считает эксперт, – ведь пока рейтинги свидетельствуют о поддержке действий власти. В «Марше мира», который состоялся, несмотря на последние события в Украине и массированную контрпропаганду, эксперт видит «ростки чего-то нового», например следующего этапа в развитии протестного движения.