Ассоциация наблюдателей «Голос», несмотря на решение Мосгорсуда от 9 сентября, все еще значится на сайте Минюста в качестве иностранного агента. Руководители организации считают, что это все издержки бюрократии, но намекают ведомству на возможность нового иска. Эксперты не исключают, что в этой волоките есть и политический подтекст.
«Голос», согласно интернет-сайту Минюста, все еще находится в списке некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции иностранного агента. Хотя свое требование к ведомству о быстрейшем исключении из этого реестра руководители «Голоса» обнародовали 9 сентября, когда стало известно о положительном решении Мосгорсуда на их счет.
Напомним, что суд также обязал государство вернуть НКО 400 тыс. руб., уплаченных ранее в качестве штрафов.
В «Голосе» тогда все происходящее назвали моральной победой, заявив, что и сами не ожидали такого исхода. Ведь ранее нижестоящие суды, несмотря на аргументы НКО, выносили решения не в ее пользу. Замруководителя ассоциации по защите прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц сказал «НГ», что сейчас все дело в бюрократических проволочках. По его мнению, до исключения из реестра может пройти месяц-полтора. Отметим, что последнее обновление списка «агентов» на сайте Минюста датируется 9 сентября. В пресс-службе ведомства «НГ» пояснили, что вопрос об исключении ассоциации «Голос» из реестра иностранных агентов "будет рассматриваться после поступления в Минюст копии судебного постановления, заверенной надлежащим образом". "По состоянию на 25.09.2014 указанная копия судебного решения в Минюст России не поступала", уточнили в пресс-службе.
«Как включать «Голос» – они это делают быстро, как исключать – они будут максимально тянуть время, – сетует Мельконьянц. – Официальное письмо, где мы указали на необходимость исключения «Голоса» из реестра, было в середине сентября. Если до середины октября они никаких действий не предпримут, мы подадим в суд за бездействие». Однако, уверен Мельконьянц, ассоциация в любом случае будет исключена из реестра: «Закон об иностранных агентах мог приниматься в том числе и под «Голос». Другой вопрос, что у нас нет иностранного финансирования. Они насильно включили «Голос» в реестр иностранных агентов, но Мосгорсуд установил, что оснований для этого не было». Мельконьянц надеется, что «в Кремле четко поймут необходимость детально разбираться в ситуации: ведь обвинять организацию в том, что она получает деньги из-за рубежа, при том, что она их не получает, это не совсем корректно и не очень эффективно с точки зрения имиджа». Он заявил, что именно такими решениями чиновники «просто всех насмешили как внутри страны, так и за рубежом» и что «это явно выглядело как политическое преследование».
Руководитель «Агоры» (эта организация также состоит в реестре иностранных агентов. – «НГ») Павел Чиков пояснил «НГ», что у Минюста есть месяц на рассмотрение заявления, и он еще не прошел: «Если Минюст не примет решение в течение этого срока – вот тогда возникнет основание для юридических действий».
Другие же собеседники «НГ» были убеждены, что формальности здесь ни при чем, а более вероятен политический подтекст. Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев заявил, что Минюст давно должен был выполнить решение суда, которое вступило в законную силу. «Страна находится на ручном управлении – ведомства действуют не в рамках права, а в рамках приказа, – считает правозащитник. – Минюст получил в свое время указание включить «Голос» в реестр иностранных агентов, и при этом им сказали: не обращайте, мол, внимания на судебные иски. А приказа исключить организацию из реестра ведомство, видимо, не получало». Кроме того, по мнению правозащитника, «ручное управление приводит к таким казусам» и потому, что сигналы идут по разным каналам. В ответ же на мнение Мельконьянца, что все дело в бюрократии, Пономарев заметил: «Мельконьянц – просто молодец, что хочет им подстелить солому, он очень добрый человек. Я же не такой добрый».
По мнению заместителя генерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, четкие временные сроки, в течение которых Минюст должен был рассмотреть вопрос с «Голосом», отсутствуют. «Как я понимаю, претензии государства к этой организации остались. Оттого, что она не финансируется из-за рубежа, недовольство тем, что организация контролирует выборы, критикует нарушения, никуда не ушло, а поэтому власти не считают нужным спешить», – пояснил Макаркин. По мнению политолога, наша политическая система такова, что если принимается некое неформальное решение, это делается в короткие сроки, а если все идет по пути формальному, тогда процесс может растянуться. В данном случае, считает Макаркин, неформального решения не было, а раз так, то и исполнение постановления Мосгорсуда может растянуться на длительное время. «А там, глядишь, какие-то другие претензии подойдут, можно будет и оставить организацию в реестре – и пусть снова идут в суд», – отметил он. Тем более что закон об иностранных агентах, напомнил эксперт, в первую очередь был принят именно под «Голос».