Платить свои деньги за ненужные им знания мало кто хочет. Фото РИА Новости
Уже с начала сентября всем приезжающим на заработки в Россию предлагается пройти комплексную проверку на знание русского языка, истории и основ законодательства страны. Сейчас это можно сделать в добровольном порядке, но со следующего года соответствующий сертификат станет обязательным для легального трудоустройства. Пока желающих идти на тестирование немного. Эксперты «НГ» объяснили это отсутствием санкций за неисполнение не только данного закона, но и многих других норм миграционного законодательства, что и позволяет приезжим работать нелегально.
Для мигрантов объявлена горячая экзаменационная пора. Чтобы получить разрешение на работу, им предлагается сдать экзамен по русскому языку, российской истории и современному праву. Пока это действительно предложение, а не обязательная норма, но со следующего года без соответствующего документа приезжие теоретически не смогут устроиться нигде. Сейчас тестовые комиссии работают в экспериментальном режиме, однако подавляющее число гастарбайтеров добровольно становиться подопытными явно не хочет. По данным экспертов, за сентябрь на экзамен пришли единицы.
Как уже писала «НГ», сами по себе вопросы теста скорее не сложные, а какие-то странные, хотя для получения заветного сертификата ответить нужно всего на 30% из них. Кроме того, в случае провала экзамен можно пересдать, правда, уже за дополнительную плату. Глава центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева убеждена, что платная основа проверки знаний – одна из главных причин нежелания на нее ходить. По ее мнению, для только что прибывших в Россию мигрантов цена за экзамен – от 3 тыс. руб. – неподъемная. К тому же, отметила собеседница «НГ», требования к историческим познаниям приезжих и их юридической грамотности сильно завышены. Например, в «историческом» блоке им предлагается сказать, кто одержал победу над немецкими рыцарями на Чудском озере в XIII веке. Или, например, назвать праздник, который россияне отмечают 7 января. Джураева уверена: неудачно составленная экзаменационная методика скорее всего приведет к коррупции – сертификатами будут торговать.
Ни специалистам по работе с мигрантами, да и им самим не очень понятно, чем будущему дворнику или строителю помогут знания о вехах правления Ивана Грозного? Гастарбайтеры сетуют, что они, мол, приехали в Россию на заработки, а их заставляют учиться бесполезным, на их взгляд, вещам. «Они целыми сутками вкалывают на стройке. А чтобы подготовиться к тестированию, нужно свободное время», – говорит Джураева. Стоит отметить, правда, что в Интернете уже выложены ответы к проводимым тестам, так что когда они станут обязательными, мигранты просто заучат правильные варианты.
Впрочем, когда корреспондент «НГ» поинтересовалась у первой же встречной пары приезжих из Узбекистана, намерены ли они проходить тесты, те удивились: «Зачем? Чтобы выкинуть лишние деньги на то, что нам не нужно? Мы работаем нелегально – а раз нам и за это ничего не делают, кто вообще узнает, есть ли у нас эта бумажки?»
Глава Института национальной стратегии Михаил Ремизов убежден, что такую систему тестирования ждет неизбежный провал. И не столько из-за плохих вопросов, сколько оттого, что в нашей стране, говорит эксперт, нет эффективного механизма выдворения нелегалов и не работают санкции за нарушение ими российского законодательства. «Наши миграционные законы чересчур громоздкие, неудобные и дорогие, поэтому работать массированно они не могут. Мигранты это понимают и пользуются ситуацией в свою пользу».
Ремизов все же отметил, что за последнее время количество нелегалов снизилось. Российские власти облегчили механизм легализации через патенты, которые, как известно, довольно просты в приобретении и позволяют работать приезжим у физических лиц в течение 1000 дней. Внедрение данной системы, пояснил Ремизов, выводит какую-то долю мигрантов из тени на свет. Однако и тут есть подводные камни. Собеседник «НГ» утверждает, что многие владельцы таких патентов по ним не работают: «Они либо имеют неустойчивую занятость, либо предпочитают наниматься к юрлицам. Можно ли в этом случае считать их нелегалами? Вопрос остается спорным. Человек, допустим, может легально въехать в страну, иметь на руках патент, но трудится он уже нелегально – например, на стройке или в системе торговли».