Михаил Ходорковский возвращается в политику с «Открытой Россией». Фото с сайта www.openrussia.org
В беседах с зарубежными изданиями Михаил Ходорковский сделал ряд важных заявлений. Например, он сказал, что при некоторых обстоятельствах мог бы баллотироваться на пост президента России, но отметил, что сейчас этот вопрос не стоит. От Владимира Путина он ждет ошибки, которая и положит конец его власти. А западные санкции Ходорковский раскритиковал за направленность против обычных людей. Напомним, что накануне он объявил о создании горизонтальной сетевой структуры, которая сможет объединить все либеральные протестные силы страны».
Как следует из объяснений Михаила Ходорковского французской газете Monde, он в принципе был бы готов сменить существование политического эмигранта на статус российского политика.
Конечно, при определенных условиях и вполне конкретных обстоятельствах. «Такой задачи передо мной не стоит. У меня не было бы заинтересованности в том, чтобы стать президентом России в ситуации, когда моя страна развивалась бы нормально. Однако если бы выяснилось, что нужно выводить страну из кризиса, провести конституционную реформу, основная часть которой состояла бы в перераспределении президентской власти между судебной системой, парламентом и гражданским обществом, то тогда я был бы готов взять на себя эту часть работы», – вот так несколько замысловато и в двойном, а то и тройном условном наклонении ответил он на вопрос, а не собирается ли опальный олигарх баллотироваться в президенты РФ.
В этой цитате обращает на себя внимание не только сугубая абстрактность высказываний, но и их противоречие друг другу. Во-первых, утверждение Ходорковского, что вроде бы как и страна наша развивается не слишком нормально, однако необходимость его вмешательства пока не слишком очевидна. Во-вторых, экс-главе ЮКОСа, похоже, еще не понятно, надо ли выводить Россию из кризиса. Да и с перечисленными им предполагаемыми реформами не все ясно: получается, что Ходорковский согласен стать президентом не для вывода страны из этого кризиса, а исключительно для того, чтобы демонтировать созданную Владимиром Путиным властную вертикаль. Причем без всяких оговорок, что делать это надо постепенно, чтобы не разрушить самой России. Стоит отметить, что без такого акцента самый известный политэмигрант рискует обрести имидж врага страны.
В появившихся вчера комментариях этого заявления Ходорковского упор, впрочем, делается на юридическую необоснованность его гипотетических планов. Например, адвокат Дмитрий Аграновский напомнил экс-олигарху, что пока его судимость не будет погашена, он на выборные должности выдвигаться не сможет. А вот председатель совета Российского общественного института избирательного права (РОИИП) Игорь Борисов его довод дополнил: кроме собственно срока тяжкой судимости, правило криминального фильтра запрещает баллотироваться еще очень долгое время после ее погашения. Борисов опять же цифры не назвал, так что напомним: по особо тяжким преступлениям, за которые Ходорковский отсидел более десятка лет, действует такой механизм – 10 лет судимость считается действующей, а потом еще 15 идет это самое поражение в политических правах. Следовательно, отметим, что на ближайшие 25 лет любые выборные планы Ходорковского являются малоосуществимыми.
Можно, впрочем, предположить, что в самой форме объявления о них есть намек, что ситуация в стране может измениться самым кардинальным образом. Это становится понятным уже из интервью Ходорковского испанскому изданию El Pais, опубликованному вчера. Там он открыто заявляет: «У меня есть надежда, что Путин совершит какую-нибудь ошибку, потому что все авторитарные режимы терпят крах вследствие ошибок». Правда, когда такая ошибка может быть совершена, Ходорковский предсказывать не берется, поясняя, что это может быть и через два года, и через 20 лет. «Я не чувствую к нему враждебности. Для меня он оппонент, с которым мне интересно сражаться», – таким образом он ответил на вопрос об отношении к президенту РФ. Предположив, что если бы не его окружение и не податливость ему главы государства, то у Ходорковского с Путиным, возможно, было бы только политическое противостояние.
Кстати, наиболее продуманно в этом интервью экс-миллиардер критикует не столько путинский режим, сколько западные санкции против него. Ходорковский считает, что Европа делает ошибку, пойдя на поводу США, не понимающих менталитета ни русского, ни, скажем, иранского народов, для которых гордость важнее сытости. Демонстрируя хорошее знание понятий, бытующих в российских местах заключения, Ходорковский, в частности, утверждает: «Американцы, со своим прагматизмом, думают, что если что-то причинит нам убыток, то мы уступим, но я могу сесть за стол, на котором нет хлеба, но за заплеванный стол не сяду». В общем, бывший главный политзаключенный РФ в этом отношении оказывается как бы на стороне власти, которая свое неприятие санкций объясняет именно суверенитетом России.
Напомним, впрочем, что у Ходорковского на днях уже прозвучали слова, которые при желании можно было бы расценить как предложение Кремлю видеть в нем политического оппонента, но не врага. Например, на интернет-конференции, посвященной рестарту прежнего проекта «Открытая Россия», экс-олигарх на вопрос, как, по его мнению, отреагирует Путин, когда узнает о его политических планах, ответил весьма загадочно: «Мне хотелось бы верить, что он поймет. А рассчитываю я на то, что он огорчится». Как известно, «Открытая Россия» теперь превращается в горизонтальную сетевую структуру, которая будет объединять все те организации и всех тех гражданских активистов, которые ведут свою оппозиционную деятельность на основе, по словам Ходорковского, «европейского выбора России».