Скорость голосования иногда плохо сказывается на содержании законопроектов. Фото РИА Новости
Госдума рассмотрит законопроект о резком сокращении доли иностранных инвестиций в российских массмедиа 23 сентября. То есть на его обсуждение экспертным сообществом и профессионалами отрасли времени, по сути, не будет. И непонятно, зачем с такой скоростью вводить нормы, которые начинают действовать только с 2016 года. Кстати, наглядный пример того, что авральная «штамповка законов» приводит к досадным ошибкам, как раз в эти дни и лежит на депутатских столах.
Сегодня Госдума намерена принять сразу в трех чтениях совершенно бессодержательный законопроект. Он представляет собой лишь исправление допущенной более двух лет назад ошибки. Дело в том, что, когда после событий на Болотной площади 6 мая 2012 года депутаты ужесточали закон о митингах, в одной из его статей они перепутали места отдельных фраз. Тогда необходимо было под каким-то предлогом запретить такие массовые акции, как «гулянья» под водительством известного человека или, скажем, пресловутые «оккупаи». Поэтому в законе появилось положение о том, что публичные мероприятия могут проводиться с 7 часов утра до 22 часов по местному времени и, понятно, в рамках одного дня. Принимая эту норму, депутаты только в последний момент сообразили, что бывают и официальные массовые акции, и разнообразные культурные события. В результате поправок к поправкам и получилось, что именно последние ограничены дневными рамками одних суток.
Ясно, что местные и региональные власти, которые два последних года и применяли данный драконовский закон, это туманное место понимали правильно, но тем не менее находились под угрозой судебных исков. Однако предложений исправить ошибку никто не делал. Пока с такого рода инициативой не вышел председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас. Но и после появления его законопроекта понадобилось почти полгода для пересылки между обеими палатами и правительством всяческих заключений и отзывов, без которых поменять местами две фразы никак не получалось.
Подобные ляпы в законах теоретически являются невозможными с учетом большого количества правовых инстанций, через которые проходит всякий документ, прежде чем ляжет на стол президенту для подписания. А случаются эти неприятные ошибки, когда на Охотном Ряду по каким-то причинам начинается «горячая штамповка». Так было два года назад с законом о митингах и так теперь разворачивается процесс вокруг предложения о резком ограничении допустимой доли иностранного капитала в российских СМИ. Напомним, что соответствующий законопроект от депутатов всех трех оппозиционных фракций был внесен лишь в среду. И вот вчера после Совета ГД стало известно, что первое его чтение намечено на вторник, 23 сентября.
Накануне о поддержке от имени фракции «Единая Россия» высказался вице-спикер Сергей Железняк, назвав проект допустимым и взвешенным. Вчера же одобрительное слово произнес и председатель Госдумы Сергей Нарышкин. «Это международная практика, обычная практика, когда национальное законодательство защищает свой рынок, стандартные нормы в международной практике – от 20 до 40% ограничения. Цель понятна – защитить национальный суверенитет», – заявил спикер. Стоит отметить, что, когда в ГД разворачивается действо подобного рода, это означает указание сверху резину не тянуть. Можно предположить, что после первого чтения во вторник в пятницу последует третье.
Между тем в законопроекте написано, что вступит он в силу с 1 января 2016 года, а потом даст зарубежным инвесторам еще более года на то, чтобы привести в соответствие с законом свои медийные активы в нашей стране. Впрочем, есть большие сомнения в том, что к тому времени они еще останутся. Ведь сокращение разрешенной доли с 50 до 20% – не все. Под данные жесткие рамки подпадает не только телевидение, но и все СМИ без разбора их технологической категории – от литературных альманахов до новостных агрегаторов в Интернете, зарегистрированных как массмедиа. Расширяется и стоп-список тех, кто лишен права учреждать в России средство массовой информации. Например, в него добавлены лица с двойным гражданством, которого, по Конституции, в нашей стране вроде бы и нет. И вообще, законопроект пронизан странными юридическими формулировками вроде «косвенных оснований», «предположительно» и т.д.
И может получиться, что нынешнее скоростное принятие документа будет сопровождаться такими же, как и в случае с законом о митингах, глупыми ошибками. А то он и вовсе повторит скандальную ситуацию, когда российская власть попыталась заставить международные платежные системы сделать для нашей страны отдельные свои подразделения, да еще и платить нам за это. Закон-то на этот счет принят был, но менять его пришлось довольно быстро.