Фото Reuters
Вчера в Совете Федерации представители Донбасса предложили провести «народный трибунал» над украинскими властями и военными. Однако организаторы, похоже, отлично представляют сложности, с которыми им предстоит столкнуться. Например, коммунисты указывают, что необходимо максимально тесное сотрудничество с международными правозащитными организациями, а иначе материалам трибунала доверия в мире не будет.
С идеей создания «народного трибунала» для украинских гражданских и военных властей с трибуны Совета Федерации вчера выступил сопредседатель «Народного фронта» Новороссии Константин Долгов. Он предложил включить в список обвиняемых всех ответственных «за преступления перед человечеством». Речь, по его словам, идет и о генералах, и о «членах киевско-фашистской хунты», как Долгов назвал все руководство Украины. По его словам, «народный трибунал» «соберет эксклюзивные доказательства» и передаст их в российский Следственный комитет» (СК).
Зампред Совета Федерации Юрий Воробьев назвал инициативу правильной, добавив, что в этом трибунале будут собраны документы, которые потом и можно передать в СК. Инициативу новороссов охотно поддержал депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин, оговорившись, правда, что трибунал должен собирать доказательства преступлений обеих сторон конфликта. А в качестве доказательств надо использовать исключительно показания беженцев и доклады авторитетных международных организаций вроде Human Rights Watch. Местом же назначения всех собранных материалов, уточнил коммунист, должен стать не российский СК, а Международный суд в Гааге. Ведь российские следственные органы, напомнил он, полномочиями вести дела в Украине не обладают.
В успех затеи, как оказалось, не слишком верят даже сами ее авторы. Константин Долгов в беседе с «НГ» заявил, что трибунал, конечно, будет возможен только в случае победы ополченцев: «Вы же знаете, как это бывает: кто победил, тот и собирает трибунал». Сейчас же, как известно, стороны конфликта, наоборот, обмениваются пленными.
Заседание в Совфеде, где звучали жесткие формулировки в адрес действующей украинской власти, выглядело странным на фоне регулярных телефонных переговоров президентов Владимира Путина и Петра Порошенко. Поэтому неудивительно, что высказывания о «киевско-фашистской» хунте, с которой, получается, руководство нашей страны и решает вопрос о судьбе Донбасса, в верхней палате поспешили дезавуировать. «Эти слова – личное мнение участников комитета, заметьте, что сенаторы от подобных оценок воздерживаются», – пояснил «НГ» член СФ Сергей Мамедов. Он пояснил, что и «народный трибунал» пока не более чем идея.
Эксперты подчеркивают, что хотя ситуация в Донбассе из военного конфликта и перетекла в политическую плоскость, она остается поводом для взаимных информационных атак. Например, российские госканалы вчера сообщили, что ДНР и ЛНР начали выплаты пособий социально незащищенным группам из числа беженцев, о которых в Киеве вроде бы совсем забыли. Сенатор Валерий Рязанский сообщил «НГ», что Россия готова предоставить рабочие места – плотников, маляров, штукатуров, водителей – еще 2 млн беженцев. Поощряться будет и иммиграция граждан Украины из невоюющих регионов – например, не желающих, чтобы их призывали в армию. В то же время в Совфеде признают, что как только прекратились боевые действия, беженцы – со скоростью, по официальным данным, 500 машин в сутки – потянулись в Украину.
Эксперты видят в происходящем новый этап информационной войны. Политолог Николай Петров в беседе с «НГ» подчеркнул, что сейчас каждая сторона заинтересована в том, чтобы представить другую как нарушителя всех возможных законов и соглашений. И в этом смысле, пояснил политолог, одно дело – перемирие и то, что реально происходит на востоке Украины, а другое дело – как Киев и Москва это подают. Отмашки же на то, чтобы заканчивать пропагандистскую кампанию, никто не давал, считает Петров, и она будет продолжаться. «Более того, чем спокойнее сейчас ситуация на востоке Украины, тем больше придется нагнетать риторику – антизападную, антиукраинскую, конфронтационную. Потому что власть теперь является заложником военно-мобилизационной легитимности, и поддерживать ее, не демонстрируя успехи на фронтах, можно только через жесткую риторику», – утверждает собеседник «НГ».
Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил, что между Россией и Украиной сейчас нет доверия, переговоры носят вынужденный характер. И обе стороны рассматривают договоренности как не очень выгодные друг для друга. «Отношения будут весьма напряженными. Россия не уменьшит давление на Украину. Оно может быть разным, включая «народный трибунал». Кремль использует в общении с Украиной кнут и пряник», – уверен эксперт. По мнению Макаркина, отношения Украины и России в ближайшее время вряд ли наладятся.