На выборы депутатов Мосгордумы едва ли придет больше людей, чем на голосование за мэра. Фото РИА Новости
Кандидаты в Мосгордуму сейчас просто бегают за избирателями. Многие лично обходят дворы, убеждая всех прийти на выборы. Считается, что если явка низкая, то победа выдвиженцам от власти обеспечена. Эксперты не ожидают активности выше 25%, но источники, близкие к Кремлю, указывают, что выборы при любой явке могут быть как легитимными, так и наоборот. Главное, чтобы организация кампании в целом устраивала и кандидатов, и граждан.
Кандидаты идут на любые уловки, чтобы привлечь избирателей на участки. Корреспондента «НГ» кандидат от «Яблока» Варвара Грязнова (31-й избирательный округ) случайно поймала прямо на выходе из подъезда дома и предложила обязательно сходить на выборы.
К схожей тактике прибегают практически все участники предвыборной гонки. Ведь прогнозы по явке для оппозиции неутешительные: в лучшем случае на участки придет едва ли больше четверти избирателей. «Есть расчеты в районе 15%, но если будет хорошая погода, то тогда придет еще меньше людей», – сказал «НГ» кандидат от «Гражданской платформы» Михаил Вышегородцев (37-й округ). Дело в том, что в оппозиционной среде считается, что вся прибавка явки идет ее кандидатам, а вот партии власти активность граждан и не нужна. Тому вроде бы есть и подтверждения – скажем, пожилым избирателям 43-го округа в последние дни звонят якобы из управы и сообщают, что кандидат от той же «Гражданской платформы» Леонид Ярмольник с выборов снялся, так что если кто-то хотел за него голосовать, то лучше себя походом на участок не утруждать. Об этом «НГ» сообщили в штабе кандидата, отметив, что есть четкие расчеты (имеются в распоряжении «НГ») того, насколько существенным при низкой явке становится быстро мобилизуемый почти легальными методами электоральный потенциал за кандидата партии власти.
Согласно прогнозам погоды, в воскресенье, 14 сентября, будет тепло и солнечно. Кроме того, в пятницу в школах могут сделать сокращенный день, а понедельник, как и на прошлых выборах, – вообще выходным. Это станет дополнительным стимулом увезти детей на дачу и ударом по явке, опасаются в оппозиции.
Кандидат от «Справедливой России» Илья Свиридов (44-й округ) в беседе с «НГ» сказал, что ожидает явку в пределах 25%. «Никакого ажиотажа, конечно, нет, но определенный интерес люди проявляют», – уверил он. Поэтому-то единственная возможность достучаться до избирателя – это ходить на личные встречи. В штабе кандидата от "Яблока" Семена Бурда рассказали "НГ", что их план на оставшиеся до выборов дни – это четыре агитационных куба и личное общение с горожанами. «Предвыборного ажиотажа действительно нет, – подчеркнул руководитель штаба Бурда Андрей Червяков. – Мы прогнозируем явку около 18–20%».
Источник «НГ», близкий к администрации президента, между тем объяснил, что, во-первых, минимально необходимая явка ни в одной демократической стране мира не является каким-то непреложным условием легитимности выборов, а во-вторых, что она, конечно, повышается усилиями участников выборов, но не через призывы к людям прийти на участки, а через выдвижение интересных им кандидатов. В Москве же, как стало известно «НГ», именно столичные власти вместе с кремлевской администрацией проявили усердие в таком деле, как создание на выборах хотя бы какой-то интриги. «Партия «Единая Россия», рейтинг которой идет вверх вместе с рейтингом президента и столичного мэра, спокойно могла бы взять все округа, но зачем? Ведь межпартийный диалог предполагает, что участники выборов должны договариваться: вот ЕР, по сути дела, и отдала оппозиции восемь округов. Чтобы и Николай Губенко от КПРФ смог получить поддержку избирателей, и Леонид Ярмольник от «Гражданской платформы» – тоже», – обрисовал ситуацию информированный собеседник «НГ».
А вообще-то, как выяснила «НГ», в Кремле решено не обращать внимания не только на уровень явки, поскольку указание ее повышать только испортит впечатление граждан и кандидатов от избирательной кампании, но и вообще на какие-то проценты. Объясняется это тем, что главное – это легитимность выборов, которая возникает не оттого, что какой-то кандидат победил всех соперников с разгромным счетом, а из-за согласия общества с тем, что та или иная победа – заслуженная. «Это как пьедестал почета на спортивных соревнованиях – есть место № 1, место № 2 и место № 3. Кто стоит на первом – знает, что он победил тех, кто расположился ниже, а каждый из них знает, что он тоже победитель, хотя и другого уровня. Но главное, что они признают: стоящий выше ни их победитель занимает свое место по праву», – вот такую картинку считают правильной в Кремле.
Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин прогнозирует явку в районе 25%, а «если будет хорошая погода, возможно, и меньше 20». В глазах основной части избирателей, не разбирающейся в хитросплетениях политики, московские выборы, по его мнению, будут легитимными, несмотря на слабый интерес: «Есть «Яблоко», есть КПРФ, жестко поддерживающие Новороссию, – то есть выбирать вроде бы есть из кого. И более удивительным был бы скорее всплеск избирательной активности». Эксперт констатирует, что главная задача властей – не допустить протестов – пока выполняется. Сторонники снятых кандидатов пока в меньшинстве. Есть определенный прогресс и по сравнению с предыдущими выборами: если 2009 год был отмечен массовыми фальсификациями, о чем тогда и заявляла оппозиция, то в этом году можно рассчитывать на то, что считать голоса будут честно.