Фото Reuters
Амнистированный фигурант «болотного дела» Владимир Акименков, как стало известно «НГ», объявил о сборе средств на социализацию бывших осужденных по политическим мотивам. После выхода на свободу трудно найти работу, а необходимые на адвокатов деньги быстро заканчиваются. В понедельник, напомним, на волю вернулся студент МГИМО Ярослав Белоусов. На очереди и другие «болотники» – и многих из них, судя по всему, ждут немалые жизненные трудности.
О новой акции в поддержку политзаключенных рассказал «НГ» экс-фигурант «болотного дела» Владимир Акименков. По его словам, вышедшим на свободу нужны «подъемные». Основные средства пожертвований были потрачены на адвокатов, после выхода на свободу бывшие зэки предоставлены сами себе.
Напомним, что в понедельник в рамках процедуры условно-досрочного освобождения из заключения был освобожден «болотник» Ярослав Белоусов. 6 мая 2012 года он пришел на Болотную площадь потому, что писал курсовую работу о роли социальных сетей в акциях протеста. На момент ареста он учился на факультете политологии МГУ – и сейчас ему предстоит там восстанавливаться. Кроме того, на попечении у Белоусова жена и малолетний ребенок.
Адвокат Ярослава Белоусова Дмитрий Аграновский в беседе с «НГ» подчеркнул, что в последнее время оппозиция разделилась еще и из-за Украины. И количество желающих поддерживать действительно снижается по идеологическим причинам. Что касается Белоусова, то он до сих пор не прибыл в Москву, подчеркивает адвокат. Так что его социализация только начинается.
Когда выходишь из-под ареста, поддержка важна колоссально, добавляет Акименков. Сейчас он также собирает деньги на адвоката алтайскому политактивисту Дмитрию Бычкову, которого судят за репост экстремистской картинки с патроном в социальной сети: «За выходные уже собрано 12 из 20 тысяч рублей, необходимых на адвоката».
Напомним, что по итогам трех завершившихся судов по «болотному делу» более 10 человек получили реальные сроки заключения. После Белоусова на свободу должен выйти Артем Савелов, который помещен под арест 10 июня 2012 года, а в феврале нынешнего года был приговорен к 2,7 года лишения свободы, которые он почти уже отсидел. Осенью ходатайство об условно-досрочном освобождении (УДО) обещают подать защитники Степана Зимина. Кроме того, ходатайства об УДО через несколько месяцев – когда истечет половина отбытого срока – смогут подать адвокаты Алексея Полиховича, Андрея Барабанова, Дениса Луцкевича и Сергея Кривова. Все они, напомним, были приговорены к реальным срокам заключения в феврале.
Амнистированный фигурант «болотного дела» Николай Кавказский рассказал «НГ», с какими трудностями приходится сталкиваться. «Адаптироваться первое время и найти работу, если нет связей, конечно, очень сложно, – говорит Кавказский. – На мой взгляд, финансовая поддержка на первых порах очень важна, лично мне это очень помогло». По его мнению, каждому бывшему узнику надо собрать хотя бы тысяч 50–60, чтобы они первые два-три месяца могли пережить спокойно. «Инициатива Акименкова – правильная, – считает Кавказский, приводя в пример собственный опыт. – Мне на первое время пять тысяч рублей дал «Комитет 6 мая». Кроме того, несколько десятков тысяч рублей собрала организация «Марш равенства», которая защищает права женщин и ЛГБТ. Потом я вернулся на старую работу. Поэтому у меня, конечно, не блестяще, но более-менее нормально с деньгами было».
Другой бывший фигурант «болотного дела» Дмитрий Рукавишников пояснил «НГ», что главная проблема – это найти работу. «Я вот пока не нашел, хотя ищу с января, – говорит Рукавишников. – В связи с этим у меня серьезные финансовые проблемы». «Мне «Комитет 6 мая» также дал 5 тысяч рублей, примерно такую же сумму мне собрали товарищи по «Левому фронту». Если бы не эта помощь, было бы еще сложнее», – сообщил Рукавишников. «Я не могу сказать, что голодаю, но живу временными подработками», – резюмирует Рукавишников.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил, почему на его взгляд снизилась поддержка узников «болотного дела»: «Здесь несколько проблем, во-первых, общее снижение интереса к протестному движению. Вторая же проблема – это внутренние противоречия в самом протестном движении». Макаркин напомнил, что если раньше оно представляло собой большую коалицию: левые, правые, либералы, националисты, марксисты и т.д., то «сейчас – после украинских событий и присоединения Крыма – прошло очень жесткое размежевание среди людей, выходивших на Болотную».