Фото Reuters
Вчера в Москве стартовал двухдневный форум специалистов, собравшихся обсудить меры по профилактике экстремизма и терроризма среди подростков. Разговор шел и об обязательном воспитании в учениках патриотизма и твердой гражданской позиции. В ближайшее время многие из высказанных предложений будут рассмотрены в Минобразовании. Эксперты «НГ» согласились с необходимостью восстановления в школах воспитательной функции, но высказали опасение, что она может быть подменена политической пропагандой.
Участники антиэкстремистского форума вчера как один уверяли, что без значимых корректив в образовательной системе страны никакого противодействия радикальным идеям не организуешь. Неоднократно на этом мероприятии звучали требования ввести в школе новые предметы и факультативы именно по этой теме. Как заявил в своем выступлении замруководителя аппарата Национального антитеррористического комитета Евгений Ильин, анализ ситуации показал, что за последнее десятилетие основной мишенью пропаганды для разного рода радикалов и бандитов являются молодые люди от 16 до 30 лет. В Кремле, по его словам, проблему понимают и ждут от специалистов предложений.
Эксперт напомнил слова президента Владимира Путина о необходимости введения системы профилактики терроризма и экстремизма среди учащихся. Глава государства, кстати, сказал, что для этой цели нужно использовать не столько госструктуры, сколько потенциал гражданского общества. «Нужны проявления здоровых слоев общества – представителей СМИ, общественных организаций, администраций школьных учреждений», – подчеркнул Ильин. Однако тут везде, по его мнению, существуют проблемы. Журналисты, например, довольно жестко отзываются о власти, а НКО часто и вовсе отказываются идти с ней на контакт. Ильин заявил, что для школьников нужны такие курсы, где им на пальцах объяснят опасность экстремизма. Вытеснять его нужно и на просторах Интернета, и в массмедиа. Он высказал такую инициативу: привлечь к поиску экстремизма в СМИ самих подростков.
Директор Московского института развития образования Антон Молев, в свою очередь, заявил, что стереотипы ксенофобии, как правило, навязывают обществу именно СМИ и Интернет: «Именно на газетных полосах мы видим деление «свой-чужой», журналисты также часто используют так называемый язык вражды». Он сообщил и о резком увеличении количества этнических сайтов. По словам Молева, стране нужно срочно корректировать гуманитарное образование. Например, вводить уроки веротерпимости, гражданско-патриотического воспитания, духовные семинары: «То есть такие программы, которые будут направлены на развитие толерантности и национальной терпимости». Кстати, по его словам, Национальный антикоррупционный комитет уже разработал спецкурсы для школьников и студентов. Их предварительное название – курс идеологических основ и мер по противодействию терроризму, экстремизму. В будущем специальные разделы, посвященные такой борьбе, могут появиться и в большинстве школьных учебников.
Протоиерей Всеволод Чаплин заявил о том, что сегодня люди гонятся за высшими ценностями, но ищут их среди радикальных доктрин, и виной тому в том числе и образовательная система. Ведь именно в школах существуют общественные религиозные общины, которые навязывают свои идеи и ученикам, и учителям. Кроме того, сообщил он, существуют и такие группы, во главе которых стоят неонацисты. Они также диктуют всем окружающим свои идеалы. И сегодня, уверяет Чаплин, это очень серьезная проблема, поскольку подрастающее поколение может пойти на поводу внешних сил. По словам Чаплина, Патриарх Кирилл с педагогами недавно обсуждал в том числе и эту тему, и они сошлись во мнении, что власти должны и вернуть воспитание в школы, «но свободное от любых внешних влияний».
Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что власть действительно пытается решить проблему популярности среди подростков экстремистских идей. Но разумных мер среди предлагаемых на такого рода сборищах, по его мнению, нет. Кроме того, отметил эксперт, хотя участники форума предложили пропагандировать среди учащихся толерантность через обязательное изучение всех религий, «в сегодняшней ситуации, когда Кремль в борьбе за Новороссию специально подчеркивает исключительность России и русского народа, это будет тоже достаточно проблематично».
Эксперт правозащитной группы «Хельсинкское межконфессиональное сообщество» Сергей Путилов заявил «НГ», что все это больше всего напоминает восстановление прежней системы политической пропаганды: «Власти пытаются создать своего рода клише, идеологические штампы для подростков. Чтобы они одновременно учились ходить, говорить и с пиететом относились к своему государству прежде всего. Новые меры – это калька советской системы школьного воспитания, направлена она не на развитие кругозора детей, а на воспитание в них лояльности к действиям власти». Таким образом, полагает Путилов, в будущем дети действительно станут воспринимать любое противоречие властям как экстремизм. Однако в советское время, напомнил он, существовала монополия государства на источники информации. Поэтому-то сегодня российскому государству первым делом просто придется бороться со СМИ и свободой высказываний в Интернете. «Что, впрочем, уже и так делается сегодня, но теперь властям отчего-то потребовалось найти более благородные причины появления различных драконовских законодательных инициатив», – отметил эксперт.