0
61185
Газета Политика Интернет-версия

04.09.2014 00:01:00

Интересы Москвы и ополченцев, кажется, начинают расходиться

Тэги: украина, военный конфликт, ополченцы, новороссия, донбасс, пургин, захарченко, порошенко, путин


украина, военный конфликт, ополченцы, новороссия, донбасс, пургин, захарченко, порошенко, путин Премьер-министр ДНР Александр Захарченко настаивает на независимости Новороссии, что не отвечает ни целям, ни заявлениям Кремля. Фото Reuters

Москва и Киев продемонстрировали готовность решать конфликт на юго-востоке Украины политическими средствами, согласившись с необходимостью немедленного прекращения огня. Одновременно лидеры ополченцев настаивают на независимости самопровозглашенных образований. Это существенно осложняет России поиск выхода из украинского кризиса.

Пресс-службы президентов РФ и Украины в среду рассказали о содержании телефонного разговора между Владимиром Путиным и Петром Порошенко. Речь шла о кризисе на юго-востоке Украины. Пресс-служба Петра Порошенко сообщила, что стороны «достигли договоренности о режиме прекращения огня в Донбассе». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, в свою очередь, заявил, что «Путин и Порошенко обменялись мнениями и в большой степени согласились о шагах, которые способствовали бы скорейшему прекращению огня между украинскими военными подразделениями и ополченцами на юго-востоке страны».

Владимир Путин, находясь с визитом в Монголии, поделился с журналистами своим планом прекращения кровопролития в Украине. План состоит из семи пунктов. Во-первых, Украина должна прекратить активные наступательные операции. Во-вторых, украинские вооруженные подразделения должны быть отведены на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и системами залпового огня. В-третьих, необходимо установить полноценный и объективный международный контроль за соблюдением условий прекращения огня.

Четвертый пункт плана, который президент РФ, по его словам, набросал во время перелета, состоит в запрете использования боевой авиации против мирных граждан и населенных пунктов в зоне конфликта. Пятый пункт – обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условий. Шестой – открытие гуманитарных коридоров для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населенные пункты Донбасса – Донецкую и Луганскую области. Седьмой пункт – обеспечение доступа в населенные пункты Донбасса ремонтных бригад для восстановления инфраструктуры.

Петр Порошенко обладает полномочиями для того, чтобы прекратить огонь, но, конечно, лишь в одностороннем порядке. Вместе с тем формально любые договоренности первых лиц России и Украины ни к чему не обязывают ополченцев Донецкой и Луганской народных республик. Москва и ополченцы регулярно публично подчеркивают, что отношений подчинения между ними не существует. И пресс-служба российского президента, и он сам, и МИД РФ не раз заявляли о том, что Россия не является стороной противостояния в конфликте на юго-востоке Украины, не может говорить ополченцам, что им делать, а может лишь, пользуясь выражением Дмитрия Пескова, «использовать имеющееся влияние». В свою очередь, премьер-министр ДНР Александр Захарченко недавно заявлял, что ополченцы готовы открыть гуманитарный коридор для окруженных украинских военных «из уважения» к Владимиру Путину (а вовсе не потому, что призыв президента РФ воспринимается как указание к действию).

Так или иначе, депутат Верховного совета ДНР Мирослав Руденко заявил, что повстанцы готовы к решению конфликта в политическом ключе, если Украина выполнит свои обещания по прекращению огня.

Нет оснований полагать, что длительный вооруженный конфликт соответствует интересам Москвы, Киева, Брюсселя или Вашингтона. Проблема заключается в том, что до сих пор не найдено решение, при котором все стороны могут выйти из игры без существенных репутационных потерь. Не составлена приемлемая для всех «дорожная карта» по урегулированию кризиса. По-прежнему нет единства языка, понятий, оценок: например, в Москве считают, что лидеры ополчения представляют интересы жителей региона, а в Киеве к такой репрезентативности относятся, мягко говоря, скептически.

В понедельник в СМИ появилась информация о том, что вице-премьер ДНР Андрей Пургин на переговорах с представителями украинских властей в Минске предложил Киеву признать особый статус самопровозглашенных республик, предоставить им законодательные гарантии, после чего необходимо восстановление экономических, культурных и социальных связей ДНР и ЛНР с Украиной. Однако сам Пургин назвал эту информацию уткой, а в среду в интервью одной из российских радиостанций уже Александр Захарченко заявил, что ДНР и ЛНР будут добиваться от Киева равноправия (другими словами – независимости), а не особого статуса, и только на таких условиях готовы вести с украинскими властями переговоры.

Слова Захарченко ставят в сложное положение Москву. Россия изначально выступала за федерализацию государственного устройства Украины, но была готова согласиться и на децентрализацию власти с предоставлением дополнительных полномочий регионам. Переговорная позиция, которую СМИ приписали Андрею Пургину и делегации ДНР и ЛНР, в принципе совпадает с точкой зрения и интересами российских властей. России, при включенном в состав РФ Крыме, была бы выгодна зона собственного влияния на территории Украины с пакетом гарантий русскоязычному населению. Ей было бы выгодно, чтобы за восстановление инфраструктуры и социально-экономические вопросы в этих регионах отвечал Киев. Но российские власти никогда не поддерживали идею независимости Новороссии. Когда в минувший уикэнд СМИ именно в таком ключе интерпретировали слова Владимира Путина о необходимости переговоров по политической организации и государственности юго-востока Украины, Дмитрий Песков поспешил разъяснить, что речь идет все о тех же «инклюзивных переговорах», к которым Москва призывала и прежде.

США и ЕС следят за действиями ополченцев на юго-востоке Украины и видят в них руку и решения Москвы. Безусловно, логика ранее принятых решений (оценка майдана, присоединение Крыма) подталкивает российские власти к поддержке интересов ДНР и ЛНР в нынешнем конфликте. Однако влияние и давление во взаимоотношениях Москвы и самопровозглашенных республик не являются односторонними. Де-факто именно лидеры ополчения регулярно давят на Россию, пытаясь принудить Путина к поддержке республик вплоть до открытого военного вмешательства в конфликт. Александр Захарченко то вынуждает Минобороны РФ объяснять, действительно ли на территории Донецкой области находятся российские военнослужащие-отпускники и по какой причине, то заявляет бескомпромиссную позицию по статусу ДНР и ЛНР, не совпадающую с заявленной позицией Москвы и ее интересами.

Владимир Путин не любит действовать под давлением, равно как не любит навязывание ему позиций, точек зрения и дискурсов. Провозглашение суверенитета ДНР и ЛНР потребовало бы введения на территорию Украины российских войск – для защиты этой независимости. Но идея использования войск РФ и эскалации военного конфликта с Украиной непопулярна в российском обществе, и Путин обычно внимателен к подобным настроениям.

Российский президент смог существенно повысить свой рейтинг после принятия в состав РФ Крыма. Это было воспринято как символический акт, привело к подъему ностальгирующего патриотизма в России, смене политической повестки дня. При этом не пострадал ни один российский военнослужащий. Поддержка самопровозглашенных образований, конечно, вписывается в логику «защиты русских». Однако инвестиции, в том числе военные, в их независимость – это уже другая история. Это могло бы означать открытый военный конфликт с неизбежными жертвами с российской стороны. Такой сценарий, равно как и попытки лидеров ополченцев навязывать России образ действий, не могут устраивать Путина.

Во вторник стало известно, что военная доктрина России может быть пересмотрена, а США и НАТО могут быть упомянуты в ней в качестве главных противников. А вчера президент США Барак Обама объявил об усилении военного присутствия США в Прибалтике. Все это – последствия вовлечения России в украинский кризис. Ни пересмотр оборонительной концепции, ни необходимость реагирования на милитаризацию на границе со странами Балтии точно не соответствуют интересам России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дорогие кредиты сравнялись по вредному влиянию с западными санкциями

Дорогие кредиты сравнялись по вредному влиянию с западными санкциями

Михаил Сергеев

В металлургии и горнодобывающем секторе доминируют негативные изменения

0
533
Адвокатские фирмы займут весь рынок правовых услуг

Адвокатские фирмы займут весь рынок правовых услуг

Екатерина Трифонова

Минюст поддерживает продолжение подконтрольной монополизации

0
485
Единый день голосования больше не мешает отставкам губернаторов

Единый день голосования больше не мешает отставкам губернаторов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На региональном управлении сказался изменившийся баланс внутривластных групп

0
562
Россия продлевает добровольное ограничение нефтедобычи на 2025 год

Россия продлевает добровольное ограничение нефтедобычи на 2025 год

Ольга Соловьева

Низкий спрос на сырье в Китае может потребовать дополнительного сокращения квот

0
544

Другие новости