Фото пресс-службы Минэкономразвития РФ
Правительство в целях борьбы с коррупцией решило наконец заняться и лоббистами. В законопроекте Минэкономразвития для высокопоставленных чиновников всех уровней власти устанавливается обязанность уведомлять о встречах с представителями групп интересов. А посетителям служебных кабинетов предписано все просьбы предварять сообщением, в чьих интересах они подаются. В противном случае обращения таких граждан можно будет не рассматривать.
По поручению правительства, которому в Национальном плане противодействия коррупции президентом Владимиром Путиным предписано законодательно оформить процедуру продвижения в органах власти тех или иных интересов, Минэкономразвития вынес на общественное обсуждение соответствующий проект.
При этом ведомство Алексея Улюкаева подошло к сфере лоббистской деятельности нерешительно и однобоко, обратив внимание именно на коррупционную составляющую, но забыв о таких явлениях, как, скажем, слияние бизнеса с властью или, по сути, приватизация отдельных государственных функций той или иной финансово-промышленной группировкой и т.д.
Ограниченным оказался и контингент тех, на кого будет распространяться действие правил прозрачного цивилизованного лоббизма. Правда, это касается только чиновников, а вот граждан предлагается считать лоббистами поголовно и априори. Например, в действующий закон о порядке рассмотрения обращений граждан РФ делается такая поправка: «При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а также сообщает сведения о том, чьи интересы он представляет». Если он этого не делает, ему «может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения». Более того, из текста следует, что, даже если посетитель высокого кабинета и заявил о личном характере ходатайства, но потом выяснилось, что он представляет не только свои интересы, ему официального ответа можно не направлять.
Что же касается госслужащих, то из-под новой ограничительной нормы выведены те, кто занимает небольшие и даже средние посты. Речь идет, указывает Минэкономразвития, о чиновниках категории «руководители», относящихся к высшей или главной группе должностей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти. То есть это начальники департаментов министерств и ведомств, их территориальных подразделений, региональные управленцы рангом пониже вице-губернатора, заместители мэров и т.п. Им будет положено по итогам прошедшего месяца уведомлять свое руководство о том, какие встречи и с кем ими были проведены. Информация о них должна публиковаться на соответствующих интернет-сайтах.
Впрочем, раз вводится какое-то правило, то обычно оговариваются и исключения. В случае же со столь превратно понимаемым в Минэкономразвития лоббизмом именно обязанность уведомлять о встречах с толкачами интересов надо было бы записать в исключения. А перечень случаев, когда этого делать не надо, записать в виде правила. Получилось, что чиновник обязан, но может ничего и не делать по семи основаниям. Например, если выявление этих интересов входит в его должностные обязанности или чиновник служит в системе МИДа или в торгпредстве России за рубежом. Действия госслужащих в соответствии с законом о контрактной системе госзакупок тоже к лоббизму отношения не имеют. Участие во всякого рода совещаниях, заседаниях, консультациях, комиссиях, советах и прочем – тоже. Причем это относится как к российским, так и международным организациям. Если чиновник пришел в другую госструктуру на такого же рода мероприятие, то его также предлагается не считать лоббистом. Выход на пресс-конференцию или любое другое участие в медийном мероприятии, если на нем освещается деятельность госорганов, – это тем более не лоббизм.
Таким образом, под действие обсуждаемого законопроекта подпадают только ужины в ресторанах чиновника и лоббиста, их выезды на охоту-рыбалку, в оперу-балет и прочие сугубо частные случаи общения людей, один из которых, вполне возможно, совершенно случайно окажется представителем той или иной заинтересованной в знакомстве с большим руководителем структуры. И сообщать о ней по инстанциям он скорее всего никогда не станет, а поймать его на этом без оперативного сопровождения правоохранительных структур, понятно, не удастся.