За Льва Шлосберга вступились соратники по партии. Фото c сайта www.pln-pskov.ru
Сегодня лидер «Яблока» Сергей Митрохин обратится в Следственный комитет с требованием более тщательно расследовать избиение экс-кандидата в псковские губернаторы Льва Шлосберга. Силовиков, квалифицировавших дело по статье «Хулиганство» и, как утверждают в «Яблоке», намеренных поручить расследование участковому, просят изменить статью на более тяжкую. Основная версия избиения – высказывания Шлосберга о российских войсках в Украине. Нападавших подстегнула развязанная властью кампания против так называемой пятой колонны, считают эксперты.
В «Яблоке» называют издевательством решение псковского МВД возбудить дело по ст. 115 Уголовного кодекса (УК) (умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений). В партии считают, что инцидент должен быть переквалифицирован на ст. 277 УК (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля).
В этом случае дело должны будут вести следователи Следственного комитета или ФСБ. В то время как по ст. 115 предварительное следствие вообще не предусмотрено, а занимаются такими делами обычно участковые уполномоченные полиции, утверждают в «Яблоке».
По мнению Сергея Митрохина, в случае со Шлосбергом речь идет не о рядовом хулиганстве – его целенаправленно выслеживали, а затем напали и били по голове. В итоге он получил перелом костей черепа и сотрясение мозга. Основная озвученная версия – позиция Шлосберга по Украине. Политик одним из первых забил тревогу по поводу того, что в соседней стране, возможно, уже стали гибнуть российские солдаты. Напомним, ранее стало известно о похоронах якобы погибших на учениях российских военнослужащих.
В пользу украинского следа говорит и тот факт, что избиение Шлосберга произошло вскоре после нападения на московских журналистов на кладбище под Псковом. Там на днях и похоронили тех самых российских военнослужащих, которые, возможно, погибли на территории Украины. Как говорят местные блогеры, после визита прессы с памятников даже пропали таблички с именами. Тем временем правозащитники, со ссылкой на данные Комитета солдатских матерей, сообщили журналистам, что, возможно, речь идет уже о сотне погибших в Украине российских солдат. Эту версию, впрочем, опровергают в Минобороны.
По словам пресс-секретаря Григория Явлинского Игоря Яковлева, сейчас Лев Шлосберг приходит в себя. «Версия одна – его публикации о расследовании гибели псковских десантников, он был первым, кто описал предполагаемую схему отправки ребят на войну», – говорит «НГ» Яковлев. По его словам, силовиков попросят проверить и версию, связанную с его участием в губернаторской кампании. Напомним, что Шлосбергу не хватило всего около 10 подписей для преодоления муниципального фильтра, в «Яблоке» заявили о беспрецедентном давлении на подписантов со стороны врио губернатора Псковской области Андрея Турчака.
Позднее завуалированную угрозу и антисемитизм яблочники нашли и в высказываниях главы псковского избиркома Николая Цветкова на эту тему, сравнившего «список Шлосберга» с историческим «Списком Шиндлера»: «Миф о том, что отдельные кандидаты не сдали подписи в облизбирком из-за боязни подставить своих подписантов, не соответствует действительности... Это не список Шиндлера». Напомним, что в исторической драме «Список Шиндлера» речь идет о бизнесмене, спасшем более 1000 польских евреев от гибели во время Второй мировой войны, и подобное сравнение в партии посчитали некорректным.
Андрей Турчак тем временем поручил главе полиции приставить к Шлосбергу охрану на период расследования. В окружении яблочника подчеркивают, что не считают местные власти причастными к инциденту, но все догадки лишь на уровне слухов. «Мы очень удивимся, если нападавших найдут», – заявил «НГ» соратник политика Александр Захаров.
Эксперты убеждены, что рассматривать инцидент со Шлосбергом необходимо вкупе с информационной политикой государства в целом. А она в последнее время делит общество на «правильных» граждан и «национал-предателей». Под последними подразумеваются любые критики действий Кремля. Так что особо впечатлительные сограждане подобные заявления первых лиц и агрессивную агиткампанию с телеэкранов могли расценить как карт-бланш на расправу над оппозиционерами. И только поимка реальных нападавших на Шлосберга сможет подтвердить или опровергнуть эти доводы.
По мнению заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, телевизионная кампания по изобличению «национал-предателей» добавила нападавшим уверенности в том, что так и надо, хотя и не стала решающим катализатором. Это же касается и квалификации преступления – для того чтобы нападение на Шлосберга расследовали как посягательство на государственного или общественного деятеля, он должен считаться таковым в глазах властей. Однако когда речь идет о вопросах, связанных с национальными интересами, политик, выступающий оппонентом власти, таковым априори не считается. И его воспринимают как антигероя.
«Намного хуже, если это не спонтанная реакция «хулиганствующих патриотов». В социальных сетях разные версии бродят. Фон, конечно, в стране для инакомыслящих неблагоприятный. Но пока дело не расследовано и виновные не найдены, нельзя исключать заказную политическую месть, – считает глава политической экспертной группы Константин Калачев. – Кампания против так называемой пятой колонны дает ощущение безнаказанности тем, кто в других условиях побоялся бы поднять руку на публичного политика. А кто-то может даже рассчитывать на поощрение».