Первый зампред Госдумы Александр Жуков изучил трудовые законодательства двух стран. Фото РИА Новости
Группа парламентариев опять обратила свой взор на Крым. В Госдуму представлен проект закона об особенностях применения на полуострове трудового законодательства РФ. Их суть в том, что если украинские законы дают больше льгот, то используются они, а если выгоднее российские нормы, то действуют последние. Но все это лишь до 1 января 2015 года, пока идет переходный период. Однако Минтруд готовит сейчас и другие законопроекты, выходящие за его рамки. Дело в том, что социальное законодательство России и Украины в целом различается существенно, причем отличия не всегда в пользу россиян. Так что бюджету РФ без очередных расходов на два ее новых субъекта никак не обойтись.
Переходный период для Крыма завершится уже в конце этого года, но различные проблемы, вызванные быстрой интеграцией полуострова с Россией, до сих пор продолжают вылезать. В этот раз власть вынуждена искать такие решения в социальной сфере, которые и бюджет отяготят не сильно, и не ухудшат положение новых россиян. Последнее, кстати, прямо запрещено конституционным законом о присоединении Крыма, где отдельным пунктом прописано, что социальное самочувствие крымчан от присоединения к нашей стране ни в коем случае не должно пострадать, а все сложности должны быть урегулированы до 1 января 2015 года.
Поэтому-то группа депутатов Госдумы во главе с первым вице-спикером Александром Жуковым и главой комитета по социальной политике Андреем Исаевым и вместе с членом Совета Федерации Валерием Рязанским внесла в нижнюю палату законопроект об особенностях применения в двух новых субъектах РФ – Республике Крым и городе федерального значения Севастополе – тех аспектов трудового законодательства, которые как раз и связаны с предоставлением различных льгот тем или иным категориям работников. Получилось, правда, не слишком оперативно, ведь пока этот закон будет принят Госдумой, от переходного периода останется всего-то три с небольшим месяца. Стоит заметить однако, что вовсе не парламентарии виноваты в проволочках. Дело в том, что они только подписались под тем текстом, который готовил этим летом Минтруд и который он просто не успел забросить на Охотный ряд до завершения депутатской сессии. Документ, кстати, до сих пор висит без движения на официальном портале для общественного обсуждения нормативных актов правительства.
В пояснительной записке к нему указывается, что сравнительный анализ действовавших прежде в Крыму украинских законов с нынешними российскими показывает их «значительное отличие», в результате чего может пострадать право граждан на получение различных гарантий и компенсаций. Причем, как оказалось, украинское трудовое право в чем-то хуже нашего – например, отпуск лишь 24 дня, а не 28, но в чем-то и лучше. Скажем, людям на вредных производствах предоставлялось льгот больше, чем это принято сейчас в России. Так что общий принцип в законопроекте проводится такой: если более благоприятными для работников являются прежние нормы, то действуют они, если новые, то приоритет за ними. Однако, напомним еще раз, этот политически обусловленный крымский социализм, подчеркивается в проекте, продлится только до конца года. Если, конечно, он не будет продлен еще на какой-то срок именно по причине запаздывания российских властей с решением возникших социальных проблем.
Введение в Крыму законов России займет явно
больше времени, чем смена вывесок на здании парламента. Фото Reuters |
Кстати, доказательством неадекватности текста законопроекта реальной ситуации является тот факт, что украинская гривна в нем названа равноправной валютой на весь переходный период, а потому, мол, и надо сделать особое указание, что выплаты идут только в рублях. Между тем еще в мае в конституционный закон о присоединении Крыма была сделана поправка о сокращении срока жизни гривны до 1 июня.
Парламентарии настаивают, что дополнительных бюджетных затрат их совместный с Минтрудом закон не вызовет. По подсчетам ведомства Максима Топилина, речь идет о 25 тысячах с небольшим человек, работающих на 191 предприятии. Непроясненным, правда, остается вопрос, а сколько из них являются не частными, а как раз государственными или муниципальными – ведь Крым, как известно, национализировал значительную часть промышленности полуострова. А вот другие крымские инициативы Минтруда увеличения расходов российского бюджета потребуют однозначно. К примеру, на очередной указ президента Владимира Путина по поводу чиновников в новых субъектах РФ. Украинский стаж им предполагается засчитывать не только тогда, когда они остаются на своих прежних или аналогичных должностях, но и если переходят в новые федеральные ведомства, создаваемые специально для Крыма. Видимо, речь идет о соответствующем министерстве.
Потребует дополнительных ассигнований и еще одна социальная нестыковка России и Украины – различие в механизме определения размеров пособия по безработице. Как выяснилось, в некоторых случаях украинское выше, потому что считается от прежнего заработка, а российское – зафиксировано между низшим и высшим пределами. Предполагается, что потенциально теряемую рядом граждан разницу станут оплачивать крымский и севастопольский бюджеты, но стоит напомнить, что пока они во многом дотируются из федерального. И наконец, есть еще одна щекотливая социальная проблема, которую Москва – как и наведение порядка в земельных сделках – собирается переложить на совесть властей новых российских регионов. Это выплаты ветеранам войны, которыми на Украине считаются все без исключения участники любых боевых действий в истории этого государства. Минтруд в еще одной своей законодательной разработке отмечает, что если в России 20 категорий льготников этого вида, то на Украине – 42. А половине из этой разницы даже приблизительных соответствий в российских законах о ветеранах и об участниках боевых действий и подобрать-то нельзя. Например, что делать с военнослужащими, воевавшими в Ираке в 2003 году? Либо, скажем, теми, кто принимал участие «в боевых операциях на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии в 1944–1945 годах», то есть ветеранами-бандеровцами или мельниковцами.