Стычки с полицейскими обернулись для фигурантов «болотного дела» многолетним лишением свободы. Фото ИТАР-ТАСС
Замоскворецкий суд признал четверых фигурантов «болотного дела» Илью Гущина, Александра Марголина, Алексея Гаскарова и Елену Кохтареву виновными в столкновениях с полицией и участии в массовых беспорядках. Обвиняемые получили от 2,5 (Гущин) до 3,7 года лишения свободы (Кохтарева), при том что условным сроком отделалась лишь последняя. По мнению экспертов, столь суровый приговор призван в очередной раз продемонстрировать, что в России власти пойдут на все, чтобы не допустить майдана.
Поддержать фигурантов в суд пришли около 200 человек, включая бывших участниц Pussy Riot Марию Алехину и Надежду Толоконникову, амнистированного фигуранта «болотного дела» Николая Кавказского, политика Илью Яшина.
Вокруг – десятки автозаков и усиленные кордоны полиции. Несмотря на это, на доме напротив развернули самодельный антипутинский баннер, после чего полицейские моментально бросились на поиск авторов послания в подъезды здания. Еще четыре человека были задержаны за растяжку с надписью «Россия – не тюрьма».
В зал пустили несколько родственников и пишущих журналистов. Пресс-секретарь суда сразу предупредила, что прямая трансляция на сайты запрещена – это будет отслеживаться и пресекаться.
Приговор суда, как и в предыдущих случаях, почти полностью повторял обвинительное заключение, говорят защитники. В общих словах, все обвиняемые «применяли к полицейским умышленное насилие», отчего те испытали физическую боль. Например, пенсионерка Елена Кохтарева, которая «умышленно хватала за форменную одежду», или Илья Гущин, оттащивший омоновца в сторону.
Обвиняемые «не подчинялись полиции, держали плакаты против президента Путина, валили туалеты и кричали антиправительственные лозунги, – зачитывала приговор судья Наталья Сусина. – После 17 часов у Гаскарова, Гущина, Кохтаревой, Марголина возник преступный умысел». «Полиция мыслей» зафиксировала?» – недоумевали зрители.
Затем были перечислены «доказательства преступления»: пустые пластиковые бутылки, обрывок флага, кроссовка, кепка, черенок швабры. В приговоре упомянуто и якобы имевшее место «чистосердечное признание» Гущина, против которого решительно возражала защита. Судья Сусина сослалась на видео ток-шоу «Минаев Life», ведущего трансляцию с Болотной, и комментарии ведущего и гостя как подтверждение вины фигурантов. Напомним, что Алексей Гаскаров на суде показал, что 6 мая 2012 года был беспричинно избит полицией.
Зрители заметили, что подсудимые слушали приговор в клетке и наручниках, для их охраны были приглашены полицейские с автоматами. Во время оглашения вердикта стало плохо маме Александра Марголина. В зале суда были слышны крики пришедших поддержать «болотников»: «Молодцы!»
По итогам приговора стало ясно, что доводы защиты, требовавшей оправдать обвиняемых или назначить всем условное наказание, на судью Сусину впечатления не произвели. Гаскаров и Марголин получили 3,5 года колонии общего режима, Илья Гущин – 2,5 года, Елена Кохтарева приговорена условно к 3,7 года.
Напомним, что защита считает «болотный процесс» показательной расправой над оппозицией. Поскольку с юридической точки зрения события на Болотной площади 6 мая 2012 года не подпадали под понятие массовых беспорядков. Акция в тот день переросла в столкновения с полицией. В итоге десятки рядовых участников были арестованы, многие провели около двух лет в СИЗО, а часть из них уже получила реальные сроки заключения. По данным общественной экспертизы, события на Болотной были спровоцированы силовиками, чтобы начать показательную расправу над несогласными. Характерно, что после тех событий протестная активность пошла на спад.
«Раньше говорили, что признание вины – прямой путь за решетку. Сегодняшний приговор продемонстрировал обратное, – говорит «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – Государство дает возможность раскаяться и получить условный срок либо срок ниже ожидаемого. К тем, кто вину не признает, снисхождения нет. Власть хочет и готова себя защищать. Нашу власть в излишней мягкости и милосердии не заподозришь. Чтоб впредь не повадно и никаких намеков на майданы».
Другой урок: пойдешь на митинг оппозиции – можешь попасть под раздачу, говорит эксперт. Этим, по его словам, объясняются столь суровые сроки. «Три с половиной года – это весьма серьезный срок, – говорит Калачев. – Но могло быть и хуже. Но лучше бы государство продемонстрировало милосердие – попытавшись показать, что позиции прочны и оппозицию не боятся». Пока же приговор демонстрирует обратное.
Блогеры вспомнили, что годом ранее судья Сусина приговорила к условному сроку экс-сенатора Игоря Провкина, обвиняемого в изнасиловании выпускницы. Сам насильник объяснил содеянное стрессом от рождения ребенка, в итоге Замоскворецкий суд приговорил его к четырем годам условно. Напомним, статья 132 Уголовного кодекса, по которой судили экс-сенатора, предусматривает наказание до 20 лет лишения свободы.
«Никаких беспорядков не было, люди стали заложниками политической системы, – говорит «НГ» адвокат Николай Полозов. – Сейчас необходимо направить все усилия для их освобождения, начиная от суда аппеляционной инстанции и заканчивая возможностью условно-досрочного освобождения. Люди и так были лишены свободы слишком долго».