Обитателям лагеря не всегда есть дело до политинформации. Фото с сайта www.forumtavrida.ru
Форум Росмолодежи и Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Таврида» в Крыму, по данным «НГ», с трудом сохранил статус международного. Гости из других стран требовали бронежилеты и гарантии, что их самолеты не собьют, рассказали они «НГ». Участникам было запрещено покидать территорию лагеря, а также пропускать лекции под угрозой изгнания, за чем лично следил глава Росмолодежи Сергей Поспелов. Президент Владимир Путин, который во время форума находился в Крыму, к его участникам так и не приехал, вопреки ожиданиям организаторов. Корреспондент «НГ» два дня наблюдал за жизнью лагеря, убедившись, что его обитатели многим недовольны.
По периметру территория «Тавриды» под Севастополем (Крым) огорожена высоким металлическим забором. Проход – только через контрольно-пропускные пункты, под бдительным оком секьюрити. Выход из лагеря участникам запрещен – уйти можно один раз и навсегда, объяснили организаторы.
«Свалить бы отсюда хоть ненадолго», – то ли в шутку, то ли всерьез обсуждала группа участников по соседству с корреспондентом «НГ» на пляже. Распорядок дня строгий: подъем, лекции, построение, питание – все группами. Находиться в палатках можно было только в свободное от лекций и концертов время, участие в которых – принудительное. За этим, как лично убедился корреспондент «НГ», следил непосредственно глава Росмолодежи Сергей Поспелов. Вечером чиновник бегал по лагерю и выискивал нарушителей режима. «Почему не на построении?» – резко спрашивал он у ребят, которые во время концерта сидели у палаток и беседовали с журналистами. «Ну-ка покажи-ка мне свой бейдж, я хочу знать, как зовут волонтеров, которые не знают правила лагеря», – обратился он к одной из девушек.
Глава Росмолодежи крайне активно участвовал в работе форума. «Прекращай вопрос, прекращай!» – на глазах корреспондента «НГ» кричал он ведущему, который слишком надолго предоставил слово девушке-африканке, интересующейся проблемами расизма в нашей стране. Взять комментарий у самого Сергея Поспелова корреспонденту «НГ», несмотря на обращение в пресс-службу, не удалось.
Участники лагеря оказались более доступны и откровенны. «Я вас уверяю, молодой человек, подавляющее большинство сюда приехало не для споров о политике – эта тема многим вообще не интересна», – рассказала «НГ» одна из девушек-волонтеров. В беседах с журналистами первой проблемой, которую озвучивали почти все, была не пятая колонна, а холод в палатке под утро.
Далеко не все участники форума подходили под расхожее описание зомбированных «прокремлевцев» – большинство тех, с кем пообщался корреспондент «НГ», оказались вполне адекватными молодыми людьми. Попадались и исключения. «Вы знаете, от чего произошло слово «Украина»? От слова «украсть»! Это австрийский проект», – с горящими глазами втолковывал корреспонденту «НГ» участник по имени Сергей из Брянска. «Санкции – это класс, страна стала подниматься с колен», – горячо поддержала его сидящая рядом девушка. Участница из Крыма по имени Екатерина рассказала «НГ», что присоединение Крыма рассорило ее родителей, поскольку ее мама – украинка: «Она хотела даже в Украину уехать, нам ее чуть ли не запирать пришлось».
Многих международных гостей заменили на форуме студенты Российского университета дружбы народов. «Когда мы звонили иностранцам, нам прямо говорили, что не поедут в лагерь, на территорию к агрессору, – сообщил «НГ» один из организаторов «Тавриды». – Спрашивали, предоставят ли бронежилеты и есть ли гарантия, что их самолет не собьют. Ведь лететь, в их представлении, приходится на территорию боевых действий».
Рабочие, занимающиеся строительством инфраструктуры, рассказали, что несколько их коллег, не выдержав условий, сбежали из лагеря в первые дни форума. За месяц работы им пообещали по 15 тыс. руб. «Вон, видите горы строительного мусора, – кивнул собеседник «НГ». – Чтобы их было не так заметно, на всем пути к морю расставили плакаты с рассказами о деятельности ОНФ и светящиеся короба». Рабочий осторожно поинтересовался у журналиста, сколько денег ушло на форум в целом, – по его подсчетам, только на газоны, которые моментально пожелтели и высохли, якобы ушло 6 млн руб.
Накладок вообще было много – например, участники жаловались на однообразную пищу, особенно на фоне того, что покидать территорию лагеря было запрещено. Таким же – с идеологической точки зрения – был и состав спикеров: ими были российские министры, депутаты Госдумы, актеры и режиссеры, известные своей лояльностью. На протяжении всего форума участники ждали президента Владимира Путина, который также был в Крыму, но так и не приехал.
Корреспондент «НГ» даже поинтересовался у министра культуры Владимира Мединского, не выиграл бы лагерь от приглашения людей с разными мнениями. Почему, например, не позвали певца Андрея Макаревича или актрису Лию Ахеджакову? «Я думаю, у нас с вами разные мнения, – иронически заметил Мединский. – Макаревич очень востребован сейчас и дает концерты в Луганской и Донецкой областях. А гражданские высказывания Ахеджаковой не делают чести гражданину Российской Федерации».
Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова, также посетившая молодежный форум, в беседе с «НГ» предпочла не давать оценку составу гостей, сформированному организаторами. «Таврида» имеет право на жизнь, она выполняет определенные задачи, – резюмировала Памфилова. – Что касается лично меня, то я всегда буду поддерживать право на иную точку зрения. Я надеюсь, что в стране будет больше площадок для молодых людей с разными политическими взглядами – чтобы их не выталкивали на радикальное политическое поле и они чувствовали, что эта Россия – их страна». «Я считаю, что для страны очень важно не давить инакомыслие, а развивать», – резюмировала Памфилова.
Крым