Дмитрий Медведев и Владимир Путин поговорили с Западом из Ялты. Фото РИА Новости/Reuters
На вчерашней встрече главы государства с парламентариями Западу был послан четкий сигнал: войны с Украиной не будет – Россия в этом не заинтересована. Однако выбор места для выступления Путина – Ялта – призван был подчеркнуть: поднимать вопрос о Крыме бесполезно. Миролюбивый посыл подчеркнули в выступлениях другие политики – и не только в Ялте. Между тем, по мнению экспертов, Россию ждет долгая дорога к оздоровлению отношений с мировым сообществом.
Казалось, встреча с депутатами уместилась в одну путинскую фразу: «Мы с вами заслужили то, чтобы встретиться в Крыму». Только ради этого стоило приехать на полуостров руководству страны: президенту, премьеру, парламентариям.
Владимир Путин на встрече с членами думских фракций дал выговориться парламентариям. И поэтому его миролюбивые заявления прозвучали как бы ответом на призыв Владимира Жириновского выдвинуть войска к западным границам, «ответив ударом на удар», возродить Российскую империю, вернуться к черно-желто-белому флагу и гимну «Боже, царя храни». Путин слушал его, по словам собеседников «НГ», присутствовавших на заседании, с иронической улыбкой, покачивая головой, а иногда закатывая глаза – как бы в ужасе от произносимого. После чего глава государства сообщил: «То, что было сказано Владимиром Вольфовичем, – это его личное мнение и не всегда совпадает с официальной позицией Российской Федерации». И с улыбкой заметил, что лидер ЛДПР «зажигает красиво», добавив, что это его право: «У нас свобода слова».
Этот эпизод стал отправной точкой для дальнейших высказываний Путина, которые можно разделить на два главных тезиса.
Первый, основной. Президент дал понять, что позиция России в вопросе присоединения Крыма не будет пересмотрена ни при каких условиях. Путин сообщил, что утвердил программу создания и развития военной группировки на полуострове: «Хочу вас проинформировать, что Министерство обороны подготовило дополнение и к программе вооружений и отдельную программу создания и развития военной группировки в Крыму». Программа развития вооруженных сил РФ, напомнил президент, предполагает освоение 20 трлн руб. – речь идет о создании и оснащении войск самыми современными видами вооружений, некоторые из них не будут иметь аналогов в мире: «Все наши партнеры должны понимать, что Россия как большое суверенное государство располагает различными способами и средствами обеспечения своих национальных интересов, в том числе и вооруженными силами».
Тезис второй, вытекающий из первого и потому не выглядящий «слабиной». Путин постоянно сопровождал свои заявления оговорками, как бы успокаивая Запад, призывая к тому, чтобы его правильно поняли. Фразу о программе вооружений он закончил так: «Это не панацея. Мы не собираемся, как некоторые люди, носиться с бритвой по всему миру и махать этой бритвой». И добавил: «Это не милитаризация, но очень серьезный дополнительный импульс развития оборонной промышленности».
Не исключив возможности выхода России из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), Путин успокоительно заметил, что в настоящее время этот вопрос не стоит на повестке дня: «В принципе, конечно, это возможно. Но пока мы там с ними всякие дискуссии ведем и диалоги поддерживаем». Но Путин подчеркнул, что не считает решения ЕСПЧ обоснованными. По его словам, Страсбургский суд принимает их очень политизированно, не исполняя функций, ради которых создавался: европейская Фемида «просто исполняет какую-то политическую функцию».
Таким образом, получалось, что Путин через головы парламентариев разговаривает с Западом – точно так же, как он обычно обращается к народу, выступая перед Федеральным собранием и губернаторами с очередным Посланием. Кроме того, миролюбие Путина было проявлено с позиции силы. Подчеркивалась и необоснованность санкций: ведь они были объявлены именно из-за присоединения к России полуострова.
Сергей Нарышкин и Владимир Жириновский:
«голубь» и «ястреб» российской политики. Фото РИА Новости |
Миролюбивым заявлениям президента вторили думцы. Все лидеры фракций, кроме Жириновского, высказывались в духе примирения. Председатель нижней палаты парламента Сергей Нарышкин («Единая Россия») пообещал, что Госдума продолжит работу с западными партнерами, несмотря на политическую конъюнктуру: «Мы, безусловно, должны поддерживать диалог с нашими западными партнерами, парламентариями западных стран, тем более что в Европе есть разные политики – и в правящих партиях, и в оппозиции. Поэтому мы будем продолжать вести диалог с коллегами, будем продолжать доводить (до них. – «НГ») правду на фактах и на конкретных юридических аргументах».
Заместитель главы комитета Госдумы по безопасности Дмитрий Горовцов («Справедливая Россия») сообщил «НГ», что его партия полностью поддержала линию Путина: «Основная направленность выступлений президента и многих руководителей думских фракций заключалась в следующем: наша встреча в Крыму носит исторический характер, служит общей консолидации и мобилизации внутренних ресурсов. Но не для войны, не для попыток кому-то чем-то угрожать, а для того, чтобы сделать ставку на внутренние ресурсы нашей страны для ее дальнейшего развития. Это и есть основной посыл, который звучал в выступлении Путина, в его ответах на многочисленные вопросы, которые ему были заданы».
Тем временем вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе пленарного заседания «Оборонэкспо-2014» заявил вчера, за несколько часов до выступления Путина, что Москва не стремится опустить железный занавес и закрыться от зарубежных партнеров: «У нас, конечно, не стоит задача ввергнуть страну в самоизоляцию... Для технологий, даже не обороны, это была бы катастрофа. Мы не хотим закрыться от зарубежных партнеров и, конечно же, готовы к кооперации». Рогозин поблагодарил иностранных партнеров за посещение форума вопреки неблагоприятному политическому фону. По его словам, компании, сохраняющие связи с российскими оборонными предприятиями, могут рассчитывать на поддержку Военно-промышленной комиссии. Вице-премьер пообещал помочь компаниям, которые только собираются прийти на российский рынок.
Путин показывает, что Москва не является инициатором обострения отношений с Западом, считает глава Института национальной стратегии Михаил Ремизов. И президент прав, уверен собеседник «НГ»: «Если посмотреть на ситуацию непредвзято, станет понятно, что жизненно важные интересы государств, вводивших санкции против Москвы, не были затронуты даже близко». В этом и должна заключаться нынешняя политика страны, полагает эксперт: «Россия должна подчеркивать, что не является инициатором обострений. Москва хочет показать мировому сообществу, что не считает эту конфронтацию своим политическим выбором. Считает ее навязанной, вынужденной ситуацией, с которой Кремль вынужден иметь дело».
Прямого военного вмешательства в ситуацию на юго-востоке Украины Кремль избегал и будет избегать – по мнению Ремизова, это главный посыл вчерашнего своеобразного «послания Путина мировому сообществу»: «Он дает об этом сигналы всеми возможными путями – и, вероятно, не только из-за опасений по поводу усугубления санкций. Президент явно не хочет попасть в неблагоприятную ситуацию, когда ответственность за порядок, за экономическое развитие украинских территорий будет уже нести Москва. Даже если военные риски свести к минимуму и решить дело малой кровью. Москва не горит желанием отвечать как политически, так и экономически за устойчивость и развитие этих регионов».
Однако эксперт не уверен, что конфронтация Россия–Запад быстро сойдет на нет: «Она во многом носит долгосрочный характер. Об этом сказал и Рогозин. Судя по всему, речь идет о долгосрочности ситуации с ограничениями на рынке технологий и капитала. То есть доступ к инвестициям будет ограничен на длительное время – по крайней мере со стороны западных партнеров. Нужно уже сейчас строить планы и искать механизмы преодоления серьезных препятствий».
В общем, вчерашняя миролюбивая риторика политиков, пояснил Ремизов, означает, что радужные ожидания относительно будущего вряд ли уместны.