В конкурсе, объявленном Управлением делами президента, победили три исследовательские группы Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ). Ученые изучат регулирование предвыборной агитации в СМИ и Интернете, а также особенности восприятия информации в соцсетях. По мнению экспертов, власти сегодня проявляют особую озабоченность настроениями молодежи – под влиянием изменений во внешней и внутренней политике государства.
В пресс-службе университета уверяют: там уже есть опыт выполнения исследований по результатам подобных конкурсов. Два из трех проектов будет выполнять исследовательская группа под руководством доцента СПбГУ, заведующего кафедрой региональной политики и политической географии Николая Каледина.
Темы обоих заказов связаны с исследованием особенностей избирательного процесса. Проанализировано будет участие общественных объединений в кампаниях, а также нынешние ограничения этой деятельности. По результатам исследований должны появиться предложения относительно модернизации российского законодательства в данной сфере. Предполагается, что ученые СПбГУ изучат мировой опыт правового регулирования агиткампаний партий и кандидатов в СМИ и в Интернете.
Третья исследовательская работа прямо посвящена «особенностям восприятия информации, распространяемой через социальные сети молодежной аудиторией пользователей российского сегмента сети Интернет». Эту часть работы выполнит экспертная группа под руководством декана факультета политологии СПбГУ Станислава Еремеева. Специалисты оценят эффективность соцсетей в качестве инструмента донесения информации до их основных пользователей – молодежи. «Согласно рабочей гипотезе, молодежь доверяет Интернету больше, чем другим источникам информации, но сетевая активность почти никогда не приводит к реальным действиям, – сетуют в пресс-службе университета. – Подтвердить или опровергнуть это предположение позволит наша работа».
Предыстория этого проекта администрации президента, думается, проста. Исходной точкой, вероятно, следует считать, помимо прочего, прошлогоднюю мэрскую кампанию в Москве, когда на стороне кандидата Алексея Навального выступило неожиданно много молодых людей, охотно помогавших ему в агитации. Кубы с информацией отражали приверженность агитаторов интернет-культуре – и способы агитации оказались чрезвычайно эффективными.
В Кремле изучают возможности пропаганды по широкому фронту: передачи госканалов смотрит не та аудитория, которая получает информацию в Сети. Поможет ли исследование «залезть в головы» молодых пользователей? Да еще по такой теме, как выборы, с их непременным шлейфом из нарушений, использования властью административного ресурса и несовершенством, мягко говоря, избирательного законодательства.
По мнению ведущего аналитика Центра интернет-технологий, координатора Национального узла интернет-безопасности в России Урвана Парфентьева, в Кремле есть четкое понимание того, что основная коммуникация и получение информации молодежью происходит через Интернет: «Недаром применительно к детям и молодежи появилось выражение «цифровые аборигены». Кроме того, во власти намерены обращать на молодежь пристальное внимание, исходя из того, что у представителей именно этой среды особенно обострено чувство несправедливости, недовольства, тяга к протесту, публичной манифестации, считает эксперт: «Не секрет, что в 90-е наша несистемная оппозиция, начиная от нацболов и «яблочной» «Обороны», составляла молодежь».
Нынешний заказ ученым СПбГУ, уверен Парфентьев, необходим власти «для систематизации информации с целью проведения вербовочной и пропагандистской работы». Однако, замечает собеседник «НГ», приручение интернет-пользователей – непростое дело: «Несмотря на то, что движение «НАШИ» явно копировалось с нацболов, там не было самого главного, что было у лимоновцев, – идеологии и убежденности в правоте». Поэтому исследование предпринято скорее всего с целью систематизации тех факторов, которые можно будет позже применить для того, чтобы не допустить пополнения молодежью внесистемного оппозиционного актива.
Между тем, заметил Парфентьев, кремлевские аналитики явно не находятся в плену тех представлений, которые публикуются для общей аудитории – с рейтингами абсолютной поддержки и доказательствами высокой социальной стабильности. «Во власти зреет явное представление о том, что в королевстве датском ладно отнюдь не все. И что многие вещи имеют системный характер и могут проявить тенденцию к обострению».
Кремлю предстоит пройти между Сциллой и Харибдой, утверждает Парфентьев. Университет, конечно, сможет выполнить задачу на высоком профессиональном уровне, не сомневается эксперт, но оценить практическое применение каких-то технологий довольно сложно: «Даже если предположить, что рекомендации ученых будут реализовывать высококачественные специалисты, нужно понимать: человеку можно сколько угодно говорить, что он сыт, но если он не ел, он все равно будет чувствовать себя голодным. Мы можем сколько угодно говорить, как у нас хорошо и как в Америке негров линчуют. Но если молодой человек столкнется с явным нарушением основополагающих принципов гражданских прав, то пропаганда не будет воспринята».