На фото раздача горячей еды бездомным в Ставрополе. Зима 2014. Фото Reuters
Все чаще происходящее в сфере отечественной благотворительности напоминает абсурд, граничащий с воинствующей нелепостью. Совершенно не обязательно соглашаться или не соглашаться с высказанным мнением, его достаточно просто услышать.
Начну с «достижений». Первый факт. В мировом рейтинге благотворительности-2013 (его составляет одна из самых уважаемых международных благотворительных организаций – Charities Aid Foundation) Россия находится на почетном 123 месте, совершив за год прыжок аж на четыре позиции вверх. Второй факт. В мировом рейтинге благотворительности всего 135 стран. Третий факт. Ни одна из стран бывшего Советского Союза не находится ниже России в этом рейтинге.
Насколько же все плохо в действительности? Отвечу с помощью статистики, она красноречиво сможет рассказать о том, что 76% населения нашей страны вообще никому и никогда не оказывают благотворительную помощь (не задумывались об этом), 22% задумались и не хотят оказывать никакой благотворительной помощи, 75% населения не знают ни одного российского благотворительного фонда, 83% населения страны не являются членами общественных организаций и не знают ни одного человека, кто состоял бы в таких организациях (справедливости ради, целых 8% населения знают кого-то, кто является членом общественной организации или инициативной группы). При этом активность среди людей с неполным средним образованием составляет только 1%, а значит, молодежь совсем не заинтересована в благотворительности.
По той же статистике наше население предпочитает помогать сначала детям, потом старикам, потом животным, потом природе, а уже потом взрослым. Факты говорят сами за себя. Большинство людей в нашей стране не хотят помогать друг другу. Сейчас в России существует ОДИН благотворительный фонд, помогающий исключительно взрослым. Фонд «Живой». Есть фонды, помогающие и взрослым, и детям, такие как «Предание», «Орби», «Помоги.орг», но их очень мало. А это значит, что, не дай бог, случись конкретно с тобой, дорогой читатель старше 18 лет, что-то страшное, то, если государство тебе не поможет решить твою проблему, рассчитывать тебе будет не на кого, тебе никто не поможет и ты умрешь.
Почему так происходит? Все очень просто. Население не верит благотворительным организациям и предпочитает действовать самостоятельно. Когда я рассказываю людям, что работаю в фонде, большинство из них косо улыбаются и спрашивают: «Пилишь бабло, да, друг?»
Есть много причин, по которым люди не доверяют фондам, – плохая информированность, скандалы с благотворительными организациями, постоянные страшилки про иностранных агентов, но основная причина проста – это адресная помощь. Общество считает, что лучше пожертвовать нуждающемуся деньги ЛИЧНО, чем дать эти рубль или два посреднику. Это заявление было бы верным, находись мы в каменном веке, но на улице уже век XXI и ситуация немного изменилась.
По сути, помощь людям – это монотонная и однотипная работа. Каждый день надо сначала проверить все документы, все факты, потом связаться со специалистами, найти финансирование, отправить на лечение или на реабилитацию, в зависимости от ситуации, и так далее. Это алгоритм. Даже если речь идет о сложнейших проблемах вроде лечения онкологии или реабилитации сирот – это все равно алгоритм. Это всегда технология. Всегда структура действий. И это ни в коем случае не разовая денежная помощь. Но общество упрямо не хочет слышать и видеть очевидного. Нет-нет-нет, кричат нам, вы все жулики и воры, а я лучше дам денег на лечение конкретному человеку. Что будет с этим человеком потом – уже не важно. Где и кто его будет лечить? Не важно. Можно ли его вылечить бесплатно? Не важно. Главное – дам лично человеку, он же просит о помощи, а в лапы загребущим благотворительным фондам не дам!
Главный принцип благотворительности – не навредить. Не помочь, а не навредить. Иногда лучше отойти в сторону, и это будет лучшая помощь. Иногда лучше честно ответить «НЕТ», и это будет лучшая помощь. Иногда для помощи не нужны никакие деньги, к примеру, когда операцию можно сделать бесплатно по квоте в России, а не за миллион долларов в Израиле. Профессионал тем и отличается от любителя, что он знает, как в какой ситуации надо поступить. И именно поэтому надо доверять профессионалам.
Еще одной отличительной чертой работы профессионалов является борьба с причиной, а не со следствием. Скажем, вы подаете на улице бездомному и тем самым поощряете его на продолжение бродяжничества, ведь ему не надо ничего делать и улица его прокормит. Вы пытаетесь устранить следствие – бездомный на улице и ему хочется есть, а вам его жалко. А есть, например, православная служба «Милосердие», которая бездомными занимается комплексно, восстанавливает документы, покупает билеты домой, лечит, одевает, обувает, то есть делает из бездомных людей – домашних. И тем самым проблема решается.
Конечно, адресная помощь нужна, как нужна скорая помощь или пожарные. Если человека надо срочно спасти и этого не делает государство, то общество должно его срочно спасти. Но когда простому человеку приходится делать выбор, кого спасать – ребенка или взрослого, спасти ребенка от смерти сейчас (онкология) или спасти ребенка от смерти потом (помочь сироте с обучением, например), всегда выбирают помощь тому, кого надо спасти сейчас. И именно поэтому те, у кого эта опасность отложена, умирают. Да-да, большинство выпускников детских домов не доживают до 40 лет. Потому что никто не занимался их социализацией и обучением. Потому что все занимались спасением больных детей. В этой ситуации спасение взрослых не подразумевается вообще. Сами виноваты, что выросли.
Именно поэтому помогать надо не сердцем (когда жалко), а разумом. Выбрать для себя какую-то одну проблему, например – пересадка печени у детей, найти фонд, который занимается этой проблемой, и помогать ЕМУ. Фонду. ПОМОГАТЬ ФОНДУ – ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ. Ну да, часть ваших денег пойдет на бухгалтера, оплату офиса, Интернета и телефона. Но именно слаженная работа коллектива, отсутствие необходимости каждый день думать о том, что завтра будут есть твои дети и ты сам, дает возможность сотрудникам фондов эффективнее и на постоянной основе оказывать ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ помощь.
И именно так происходит во всем мире. И именно так все должно быть в России. И именно так все в России и будет. Я уверен.