Константин Ромодановский становится почти силовиком. Фото РИА Новости
Вчера на координационном совещании руководителей правоохранительных органов в Генпрокуратуре была озвучена очередная порция тревожных данных по росту преступности и увеличению притока в страну нелегальных мигрантов. Глава надзорного ведомства Юрий Чайка обеспокоен проникновением в Россию большого количества судимых и связанных с криминалом иностранцев. А Федеральная миграционная служба (ФМС), давно мечтающая обрести функцию дознания, кажется, близка к исполнению желаний.
По словам Юрия Чайки, за прошлый год в Россию въехало более 17 млн иностранцев. Миграционный поток усиливается, и сегодня его рост достигает 10%. При этом выезжают из России на 6–7% меньше людей, чем въезжают. 5 млн мигрантов, утверждает генпрокурор, работают в РФ незаконно и заняты в теневом секторе экономики. Многие из них имели судимость или связаны с криминалом.
Статистика Федеральной миграционной службы (ФМС) не прибавляет оптимизма: свыше 3 млн иностранцев превысили срок пребывания в России. Многие из них незаконно проживают в России по несколько лет. За первое полугодие 2014 года за нарушение миграционного законодательства из страны было выдворено 62,5 тыс. иностранцев. При этом вернуться обратно в Россию не могут свыше 900 тыс. человек. На выявление нелегальной миграции, по словам Чайки, брошены все усилия, «правоохранительными органами проведена работа по ее ликвидации». К расследованию нарушений миграционного законодательства также планируют привлечь ФМС.
«Генпрокуратурой поддержано предложение о наделении ФМС функцией дознания, естественно, без осуществления оперативно-разыскных мероприятий. Опыт проведения административных расследований у нас значительный», – заявил на совещании глава ФМС Константин Ромодановский. Сегодня этим занимается МВД. Однако за последний период прокуроры выявили более 400 преступлений, совершенных иностранцами и сокрытых органами дознания. Каждое пятое постановление о приостановлении уголовных дел, возбужденных в сфере миграционного законодательства, вынесено незаконно, считают в ФМС. Ромодановский рассчитывает, что совместная работа благоприятно повлияет на ситуацию.
О стремлении обрести службы дознания Чайка заявлял, напомним, в конце мая на правительственном часе в Госдуме (см. «НГ» от 22.05.14). «Здесь мы могли бы возбуждать уголовные дела, и воздействие на нарушителей было бы более серьезным», – уговаривал он тогда депутатов. Заметим, что на вчерашнем совещании о поддержке ГП заявил не сам Чайка, а Ромодановский.
Между тем генпрокурор на этом совещании обрушился с критикой на Федеральную миграционную службу: «Из-за нераспорядительности и недостатков в работе миграционных органов в страну бесконтрольно въезжают лица, ранее судимые или тесно связанные с криминалом, в том числе связанные с экстремистскими организациями и наркобизнесом». Он напомнил, что не так давно прокурорам удалось пресечь нелегальный бизнес некоторых представителей ФМС по Москве – они изготавливали поддельные документы и успели незаконно выдать более 100 паспортов иностранным гражданам.
Если желание Ромодановского относительно собственной службы дознания исполнится, то идея Единого Следственного комитета, реализация которой и так отложена до 2018 года, прочно зависнет. Министры-силовики не только не торопятся расставаться со своими следственными подразделениями, но и пытаются создать таковые там, где их сегодня нет. ФМС не претендует на то, чтобы заниматься оперативно-розыскной деятельностью, но собственную маленькую армию дознавателей, вероятно, получит.
Адвокат Теюб Шарифов считает, что расширение полномочий ФМС усилит нагрузку на ее сотрудников и приведет к росту коррупции: «Чтобы снять нагрузку с МВД, и была создана миграционная служба, отвечающая за поток нелегальной миграции в стране. Но, судя по цифрам, в ведомстве не могут осилить поставленную перед ним задачу. Так для чего давать им новые полномочия, если они и со своими прямыми обязанностями не справляются?» Между тем замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает идею Ромодановского правильной. Однако признает, что для этого потребуется немалый бюджет, и сомневается в том, что власти согласятся его выделить. В то же время эксперт опасается, что наделение сотрудников ФМС новыми полномочиями приведет к конкуренции между разными структурами, а борьба с преступностью в среде нелегалов вряд ли даст ожидаемый результат. Макаркин утверждает, что, несмотря на попытки руководства страны адаптировать приезжих, мигранты слабо интегрированы в принимающее общество.
«Лидерами по количеству преступлений остаются граждане Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Произошел резкий рост особо тяжких преступлений, совершенных иностранными гражданами: их количество увеличилось почти на 50%», – говорится в новом докладе Института национальной стратегии (ИНС). Из года в год растет доля россиян, рассматривающих «наплыв приезжих, мигрантов» в качестве самых острых проблем нашего общества. В докладе со ссылкой на соцопросы отмечается: все больше работающих россиян выступает за ограничение въезда иностранцев в Россию. Среди россиян все сильнее неприязненные чувства к иммигрантам. 81% москвичей поддерживают требования жителей Бирюлева, а 41% из них одобряют и методы, которыми они действовали. И только 3% москвичей осуждают бирюлевские погромы.
«Разумеется, важнейшей зоной пересечения миграции и организованной преступности является сама деятельность по организации нелегальной миграции. Преступные группировки организуют канал по доставке людей на территорию какого-либо государства, получая доход в виде платы за ввоз и/или в результате эксплуатации ввезенных лиц», – подчеркивают авторы доклада ИНС. Исследователи отмечают, что организация незаконной миграции носит характер хорошо организованного преступного бизнеса, к которому причастны как преступные группы, так и должностные лица государственных органов, аффилированные с этнической организованной преступностью. По мнению главы Института национальной стратегии Михаила Ремизова, поправить ситуацию могло бы только введение визового режима со странами бывшего Союза.