Граждане предпочитают иномарки. Фото Reuters
Коммунисты хотят заставить российских заказчиков отказаться от иностранных товаров и услуг в пользу отечественных производителей. Соответствующий законопроект нижняя палата рассмотрит на осенней сессии. Его авторы – депутаты Сергей Обухов и Валерий Рашкин – объясняют появление инициативы реакцией на введение все более жестких санкций в отношении России. Как стало известно «НГ», похожий ответ «странам-агрессорам» готовится в ЛДПР
Запрет на закупку иностранных товаров предлагают ввести для государственных и муниципальных заказчиков, поскольку именно они распоряжаются деньгами из российского бюджета.
На частных предпринимателей эта мера не распространится. Ограничения будут действовать в том случае, если отсутствует «адекватная замена иностранным товарам», – тогда приоритет должен отдаваться услугам и товарам из стран Таможенного союза. Соответствующие изменения могут быть внесены в законы «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В партии объясняют появление инициативы стремлением свести к минимуму взаимодействие с «государствами-агрессорами и странами, которые выстраивают недружественную политику в отношении России».
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев пояснил «НГ», что инициативу стоит расценивать как «символический ответ ЕС и США». Напомним, что в начале недели депутаты от «Единой России» предложили ввести в российское законодательство новое понятие – «страна-агрессор». В число таковых попадают государства, вводящие санкции в отношении России. Согласно законопроекту, иностранным юридическим и физическим лицам, зарегистрированным в «стране-агрессоре», будет запрещено осуществление на российской территории деятельности по проведению аудита, предоставлению юридических и иных консультационных услуг. Аналогичные запреты распространятся на российские компании, зависящие от иностранных лиц. Вадим Соловьев уверен, что сегодня нет необходимости закупать товары за рубежом: «При отсутствии западных конкурентов у отечественных производителей появится мотивация».
Гендиректор аудиторской консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Агван Микаэлян не согласен с депутатом и утверждает, что идея коммунистов бессмысленна: «Для чего нужно зашториваться от мировых стандартов? Критерий – отечественный или не отечественный – мягко говоря, слабый. Ведь если сегодня существует спрос на иностранные товары, значит, они либо лучше по качеству, либо стоят дешевле». По словам эксперта, подобные ограничения можно ввести – но только если это касается «безопасности и стратегического развития России»: «Этот вопрос, конечно, номер один. И даже при наличии альтернативы товары должны быть куплены у отечественных производителей. В остальных случаях этой необходимости нет». По словам эксперта, запреты не отразятся на российских ценах, поскольку «государственные заказы – это в основном автомобильное производство». Между тем социологи утверждают, что большинство россиян отдают предпочтение именно иностранным автомобилям. Российские машины проигрывают им по качеству. Вчера фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал результаты опроса: 53% опрошенных признают, что в целом российские автомобили хуже большинства иностранных машин. Притом сегодня у 57% граждан есть автомобили, и иномарки преобладают над отечественными машинами – 33% против 24%.
В ЛДПР, как выяснила «НГ», тоже готовится запрет, но уже на распространение иностранных слов на рекламной продукции. Депутат Ян Зелинский планирует завершить законопроект в августе и в осеннюю сессию внести на рассмотрение нижней палаты. Под вето могут попасть рекламные лозунги, высказывания, девизы, которые часто размещают на уличных баннерах и билбордах. Например, знакомое слово Sale, означающий распродажу. «Вся информация, которую размещают кафе и магазины на рекламных носителях, должна быть на русском языке. Но для понта многие вставляют иностранные высказывания. Забывая при этом, что мы живем в России, а не в Америке. Почему мы позволяем им портить свой язык?» – сказал «НГ» депутат.
Зелинский пояснил, что в будущем, если его инициативу поддержат в Госдуме, «собственник рекламной продукции, которая проходит обязательную регистрацию в государственных и муниципальных органах, не сможет получить разрешения на ее размещение, если там будут слова на ином языке». Исключениями станут официальные названия фирм и организаций – таких как Nike, Mercedes и пр.