Отпуск екатеринбургского мэра Евгения Ройзмана был прерван обыском. Фото ИТАР-ТАСС
Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман экстренно вернулся на работу из отпуска после проведенного в его кабинете обыска. Он утверждает, что очередная криминальная история будет использована в агиткампании против него. На антипиар жалуются и правозащитники, после того как Минюст в принудительном порядке включил «Мемориал», «Агору», «Общественный вердикт» и другие структуры в реестр иностранных агентов, и готовят иски в суды. По мнению экспертов, тактика власти заключается в том, чтобы под прикрытием волны патриотизма окончательно «запрессовать» любых своих оппонентов.
В ходе обыска у мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана была скопирована информация со всех электронных носителей, находящихся в кабинете. «На одной флешке – проект реконструкции жилых домов, на другой – стадиона, – сказал «НГ» Ройзман. – Более ничего интересного для следователей в кабинете быть не могло, да и всей доступной мне информацией я готов был поделиться сам».
Напомним, что бывшего однопартийца Ройзмана – депутата гордумы Олега Кинева – на днях, кстати, уже исключенного из «Гражданской платформы», обвинили в убийстве пенсионерки, с которой он познакомился на приеме в мэрии, и краже ее квартиры. Ройзман утверждает, что преступную схему арестованного депутата вскрыл он сам, сообщив о ней правоохранительным органам. Сейчас же эта криминальная ситуация вовсю используется для антипиара в отношении руководства города, подчеркнул политик.
Публикации в ряде региональных СМИ, подконтрольных власти, носят подчеркнуто негативный оттенок, сказали «НГ» в окружении Ройзмана. Вчера уже и федеральные СМИ сообщили, что Ройзмана якобы могут привлечь к делу в качестве свидетеля. Эксперты говорят, что ситуация серьезно ударила по имиджу мэра и будет использована против него властями региона, с которыми у него давние нелады.
Происходящее вокруг Ройзмана отлично вписывается в обстановку, сложившуюся в целом в оппозиционной среде. На днях стало окончательно ясно, что из предвыборной гонки выбиты практически все неподконтрольные власти кандидаты в губернаторы (см. «НГ» от 22.07.14) и независимые претенденты на кресла в Мосгордуме.
Одновременно проблемы начались у влиятельных правозащитных организаций, которых в принудительном порядке Министерство юстиции записало в реестр иностранных агентов. И теперь им остается только судиться – вчера иск на Минюст уже подали юристы «Общественного вердикта». Жалобу готовят и в правозащитной организации «Агора», – говорит ее председатель Павел Чиков. Ранее, напомним, стало известно, что Минюст помимо «Общественного вердикта» и «Агоры» записал в «агенты» «Мемориал» и движения «В защиту прав избирателей «ГОЛОС», «Юристы за конституционные права и свободы», «Экозащита! – Женсовет», «Костромской центр поддержки общественных инициатив», «Союз «Женщины Дона».
«Власти действуют по принципу: кого хотим, того и назначим иностранным агентом, и выбирают для этого самые влиятельные правозащитные организации», – пояснил «НГ» Чиков. По его мнению, это делается исходя из пожеланий Кремля, откуда постоянно поступают инициативы записать всех оппонентов власти в свои реестры – сначала правозащитников, затем блогеров, потом любые интернет-ресурсы и т.д. «Скоро там соберутся лучшие люди страны, – иронизирует Чиков, но продолжает уже серьезно: – С помощью всех этих списков у россиян, получающих новости в основном из госканалов, будет сформировано определенно негативное мнение об оппозиции».
Кремлевский взгляд на нее можно понять из заявлений президента Владимира Путина на прошедшем накануне заседании Совета безопасности РФ. Он вновь обвинил Запад в организации оранжевых революций, а также «попытке раскачать общественно-политическую ситуацию в России через «карманные неправительственные организации и современные информационные технологии». Президент подчеркнул, что «государство адекватно реагирует на эти вызовы», оговорившись, правда, что действовать надо, опираясь на гражданское общество, а не закручивая гайки.
Эксперты подчеркивают, что действия властей, конечно, говорят как раз об обратном – на фоне спада уличных протестов оппозиция добивается по максимуму. «Что такое «закручивать гайки», каждый понимает по-своему, – говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – С точки зрения Путина, он гайки не закручивает – и считает себя поэтому вполне умеренным». Ведь, по словам Макаркина, «закрутить гайки» против НКО в понимании Кремля означает ликвидировать ту или иную организацию вообще. А под «гражданским обществом» понимаются лояльные общественные организации – вот с ними и будут работать. Оппозиция же, мнение которой ранее призвал слушать секретарь Совбеза Николай Патрушев, – это КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», а вовсе не участники митингов с Болотной. Завинчивание гаек на фоне роста патриотических настроений будет продолжаться, убежден эксперт, «с опорой на то самое большинство, которое настроено в поддержку власти».
«Проблема в том, что тот высочайший рейтинг, который Путин получил в результате присоединения Крыма, надо как-то поддерживать, – сказал «НГ» политолог Николай Петров. – Делать это можно, либо демонстрируя новые успехи – что крайне проблематично, либо находя новых врагов».