Фото Павла Сарычева (НГ-Online)
В Госдуму поступили президентские поправки к закону о прокуратуре РФ. Слово главы государства будет решающим при назначении замов генпрокурора и прокуроров субъектов РФ. Для них, а также прокуроров уровня города и района возвращается ограничение по сроку службы на одном месте в пять лет, отмененное еще в 1999 году. Юрий Чайка не сможет наказывать президентские кадры без разрешения Владимира Путина, а увольнять их ему вообще запрещено. По информации «НГ», уже через год прокурорскую вертикаль ждет серьезное обновление.
Формально президентский законопроект не представляет собой какой-либо особой новации, а является приведением действующего закона о прокуратуре РФ в соответствие с Конституцией, недавно в соответствующей ее части обновленной. Напомним, что с 5 февраля этого года вступили в силу инициированные также Владимиром Путиным поправки к ней. Главной их целью было реформирование Верховного суда РФ, а попутной – усиление кадровых полномочий президента в отношении прокурорской вертикали. В Конституцию было внесено положение, что замов генпрокурора Совет Федерации назначает по представлению главы государства, а не генпрокурора, как было до сих пор. Прокуроров субъектов РФ президент назначает теперь сам, а у генпрокурора, который прежде этим и занимался, остается одна задача – перед представлением кандидатур в Кремль согласовать их с региональными властями.
Именно эти механизмы в представленном Госдуме в ночь с понедельника на вторник документе и прописаны. Уже даже они одни делают нынешнего главу Генеральной прокуратуры (ГП) Юрия Чайку в общем-то декорационной фигурой, у которого прямая власть над подчиненными остается лишь на уровне прокуроров городов и районов. Их он по-прежнему имеет право назначать своими решениями. В случае более вышестоящих прокуроров он получается всего лишь некоторой инстанцией по передаче Путину подходящих кадров. И есть очень большие сомнения в том, что именно Чайка будет заниматься подбором большей их части. Косвенным подтверждением такой догадки является, например, положение законопроекта, ограничивающее генпрокурора в тех функциях, которые в принципе есть у любого полноценного начальника. А именно – в праве наказывать своих подчиненных соответственно их ошибкам или проступкам.
Специально вводимые нормы расписывают, что глава ГП по отношению к президентским назначенцам может делать только по разрешению Путина, а что вообще не может. «Генпрокурор РФ не вправе налагать дисциплинарные взыскания: в виде понижения в классном чине – на прокурорских работников, которым он присвоен президентом РФ; в виде увольнения из органов прокуратуры – на заместителей генпрокурора, а также на прокурорских работников, назначенных на должность президентом РФ» – такое изъятие предполагается сделать из полномочий Чайки. Что же касается дисциплинарных наказаний – выговоров, приказов о частичном несоответствии должности и так далее, то тут тоже ограничение: «Генпрокурор обязан проинформировать президента РФ о наложении дисциплинарного взыскания на заместителя генпрокурора или прокурорского работника, назначенного на должность президентом».
Еще один фактор усиления контроля со стороны президента за большой частью прокурорских кадров – это возвращение в закон назначения региональных, городских и районных прокуроров сроком лишь на пять лет. После чего их служба на том же самом месте в принципе может быть продлена еще на пять лет, но только особым распоряжением генпрокурора РФ. А в отношении прокуроров субъектов РФ для этого требуется согласие президента. Стоит отметить, что тем самым Путин возвращает к жизни прежнее положение закона о прокуратуре, отмененное уже более 15 лет назад. В феврале 1999 года Госдума второго созыва по инициативе тогдашнего главы комитета ГД по безопасности Виктора Илюхина (КПРФ) и по договоренности с генпрокурором Юрием Скуратовым проголосовала за исключение временных ограничений для низовых прокуроров. При этом, правда, оставив пятилетний срок для самого руководителя ГП. Это объяснялось тем, что, дескать, никакие госслужащие по таким жестким правилам больше не работают. Был и такой аргумент: переезд прокурора с семьей на новое место службы создаст им большие проблемы, что не скажется положительно на деятельности прокурорского работника.
Однако на самом деле, пояснил «НГ» источник в ГД, с конца прошлого века знакомый со всеми ключевыми фигурами той интриги, задача состояла в том, чтобы при смене Скуратова, как раз тогда начавшего войну с семьей Бориса Ельцина, прокурорская вертикаль оказалась более или менее защищена от очередного политического назначенца на пост генпрокурора. «Ну а теперь у Путина задача ровно обратная – подчинить себе эту вертикаль. Нет никаких сомнений в том, что уже скоро в замах Чайки окажется кто-то, кто его впоследствии и сможет заменить, – как Владимир Устинов в свое время заменил отстраненного от должности Скуратова». Стоит отметить, что в путинском законопроекте четко указано, что действующие сейчас прокуроры, пятилетний срок которых уже истек, пока, конечно, смогут остаться в своих должностях до назначения новых, но не позднее 1 июля 2015 года.