Министр регионального развития Игорь Слюняев перевыполнил поручение президента. Фото с официального сайта правительства РФ
Федеральные, региональные и местные органы власти, а также их должностных лиц нельзя будет наказывать штрафами за неисполнение своих обязанностей, если это произошло по такой объективной причине, как отсутствие денег в соответствующих бюджетах. Данный законопроект сейчас готовится в правительстве по поручению президента. Снять материальную ответственность с чиновников оказалось проще, чем попытаться соблюдать принцип бюджетного федерализма, который предполагает обязательное финансирование полномочий каждого уровня госуправления.
Поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и закон об общих принципах организации местного самоуправления Министерство регионального развития подготовило по поручению главы государства.
Дано оно было год назад. Президент Владимир Путин на очередной встрече с муниципалами прислушался к жалобам на жесткое отношение к ним различных контрольных и надзирающих госорганов. Мол, они без раздумий выписывают штрафы и местным структурам управления, и их руководителям, не обращая внимания на зачастую объективную невозможность тех исполнять или норму закона, или какую-то из своих обязанностей. В разговоре с президентом муниципалы объяснили, что устроенный против них «террор» – лишь последствие более глобальной проблемы, и в доказательство сослались на вечное недофинансирование их многочисленных полномочий. Путин обещал помочь и приказал кабинету министров проработать вопрос.
Ведомству Игоря Слюняева на это почему-то понадобился целый год, хотя кардинальных решений в итоге не предложено. Наоборот, Минрегион явно решил повести правительство по более простому пути: лечить не причину, а следствие. Более того, в министерстве настаивают на установлении поблажек не только для местных, но и для региональных и даже для федеральных органов власти. Хотя Минрегион и не скрывает, что путинское поручение на самом деле относилось только к муниципалам, честно упоминая его в пояснительной записке к разрабатываемому проекту. В КоАП ведомство предлагает внести новый пункт, смысл которого состоит в том, что «административный штраф не может применяться» к органам госвласти и местного самоуправления, органам управления внебюджетных фондов и вообще любым учреждениям, «финансовое обеспечение которых полностью осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов». Не будут подпадать под штрафы и все должностные лица «указанных органов и учреждений, если бюджетные средства на осуществление соответствующих функций (полномочий) указанным органам и учреждениям не выделялись».
Необходимость вывести, по сути, всю вертикаль исполнительной власти из-под контроля – причем в том числе граждан, жалобы которых нередко и становятся первичным импульсом последующих проверок и предписаний, объясняется незамысловато. Дескать, «из правоприменительной практики известно, что административные штрафы, накладываемые на указанные органы и организации в связи с неисполнением требований законодательства ввиду отсутствия бюджетного финансирования, ухудшают их финансовое положение и, не выполняя профилактических функций, еще более сужают их возможности по надлежащему осуществлению возложенных на них функций и полномочий и исполнению законных требований органов государственного контроля и надзора». Поэтому-то, настаивает Минрегион, для полноценного учета всех объективных обстоятельств в работе различных органов власти и надо «исключить практику наложения административных штрафов на государственные и муниципальные учреждения, полностью финансируемые из бюджетов бюджетной системы РФ, а также на должностных лиц, не имевших возможности надлежащим образом выполнить возлагаемые на них в соответствии с законодательством обязательства».
Такой принцип «ищем не там, где потеряли, а где светло» в минрегионовском законопроекте применен еще один раз. Правда, поправка будет касаться исключительно муниципалов. Ее суть в том, что органам госконтроля при установлении для местных властей сроков для выполнения предписаний необходимо учитывать, что многие судебные, бюджетные и общественные процедуры, а также выполнение правил по госзакупкам требуют немалого времени. Таким образом, этой поправкой признается, что контролирующие инстанции зачастую намеренно подводят муниципалов под нарушение законов. А следовательно, они сами являются нарушителями. Ведь трудно представить, что, скажем, прокуратура или какие-то другие госнадзиратели за законностью не в курсе ими и защищаемых норм. Однако вместо того, чтобы поставить более жесткую преграду «контрольному террору», применяются гомеопатические средства в виде записываемого в закон пустого увещевания.