Жалобу Развозжаева на российский суд ЕСПЧ посчитал приоритетной. Фото ИТАР-ТАСС
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в приоритетном порядке расследует дело о предполагаемом похищении спецслужбами РФ из Киева оппозиционера Леонида Развозжаева, который позднее в России был обвинен в организации массовых беспорядков. Соответствующие запросы, как рассказали «НГ» адвокаты «болотников», направлены и российской, и украинской сторонам. В связи со сменой власти в Украине дело может обрасти интересными подробностями. Эксперты не исключают, что показательное для России «болотное дело» в Европе будет повернуто наоборот, и решением по нему ЕСПЧ продемонстрирует, что нельзя вольно трактовать закон о митингах и преследовать оппозицию.
Правительству России от ЕСПЧ поставлено 18 вопросов, правительству Украины – 9, сообщил «НГ» адвокат Леонида Развозжаева Дмитрий Аграновский. По его словам, рассмотрение жалобы пройдет в срочном порядке – властям обоих государств на ответ вместо обычных четырех месяцев дается только два. Вопросы касаются похищения Леонида Развозжаева из Киева в октябре 2012 года, в котором он тогда и обвинил российские спецслужбы. Однако Следственный комитет России, как известно, обвинил самого Развозжаева в незаконном пересечении границы.
В ЕСПЧ по просьбе адвокатов попросили российские и украинские власти разобраться, где и как Развозжаев пересек российско-украинскую границу, поскольку в деле об этом нет никаких данных, хотя на тот момент все пропускные пункты были оборудованы видеокамерами. Страсбургский суд также интересуется, имелся ли у России запрос об экстрадиции Развозжаева и что сделали украинские власти, чтобы предотвратить незаконный арест последнего на собственной территории.
Европейский суд по правам человека привлекает к «болотному делу» Россию и Украину.
Фото Reuters |
Кроме того, суд запросил документы о расследовании этого, по сути, похищения Леонида Развозжаева у российских и украинских силовиков, если, конечно, расследование вообще велось. Также заданы вопросы по предполагаемому неправомерному аресту Развозжаева, неправомерному продлению сроков содержания под стражей, неоказанию медицинской помощи и жестокому обращению в ходе судебных слушаний.
«В вопросах ЕСПЧ вообще почти ничего не забыто – и свидетель, видевший, как Развозжаева заталкивают в машину у киевского офиса УВКБ ООН, и поездка в Иркутск на три месяца после истечения срока давности по «иркутскому делу», и обвинение по статье 306 УК РФ, когда Развозжаеву показалось, что следователь Плешивцев из Брянской области похож на того человека, который с ним беседовал в подвале Брянской области, – говорит Дмитрий Аграновский. – Пусть правительство России объяснит Европейскому суду, почему следователь Стадников, проводивший проверку по похищению Развозжаева, даже не приобщил к ней документы из украинского отделения Управления верховного комиссара ООН по правам беженцев и объяснения непосредственного очевидца похищения».
По словам Аграновского, главная задача защиты «болотников» – проведение российскими властями независимого расследования и официальное подтверждение похищения Развозжаева. Кроме того, если будет доказано, что во время суда Развозжаев подвергался бесчеловечному обращению, вердикт российского суда (он будет оглашен 24 июля. – «НГ») потеряет свою значимость.
Напомним, что в Европейском суде вообще-то находятся десятки жалоб со стороны фигурантов «болотного дела» – участников акции оппозиции 6 мая 2012 года, которые были арестованы и провели более года в СИЗО по обвинению в массовых беспорядках. По жалобам на арест, незаконное содержание под стражей и бесчеловечное обращение переписка между ЕСПЧ и российскими властями завершена, говорят адвокаты. А это значит, что решение может быть вынесено со дня на день. Следом в ЕСПЧ будет направлена уже жалоба на первый приговор фигурантам дела, которые получили от 5 до 6 лет лишения свободы за участие в демонстрации.
«Болотный процесс» в Европейском суде может стать показательным процессом наоборот, считают защитники. Если в России он был направлен на то, чтобы запугать оппозицию и отучить людей от выражения своих взглядов на митингах, то европейское «болотное дело» может стать образцом того, как нельзя использовать закон против несогласных. Как ни трактуй законы, стороннему наблюдателю, будь то американец, европеец, индус и так далее, невозможно объяснить, что же такого сделали фигуранты «болотного дела» и за что их нужно было судить на протяжении двух лет, заявляет Аграновский.
Ну а в России «болотный процесс» набирает обороты – сегодня в Мосгорсуде пройдет апелляция на продление ареста Леонида Развозжаева, а в Замоскворецком суде пройдет процесс четверых фигурантов «болотного дела» второй волны – Алексея Гаскарова, Ильи Гущина, Елены Кохтаревой и Александра Марголина.
Глава Центра содействия международной защите прав человека Карина Москаленко, специализирующаяся на защите интересов россиян в ЕСПЧ, убеждена, что если новая украинская власть поведет себя честно, она расскажет о том, что было на самом деле, «а именно – было похищение Развозжаева». По словам Москаленко, главный приоритет первой жалобы в ЕСПЧ Развозжаева – по похищению, а первой жалобы Удальцова – на его постоянные аресты и нахождение его под стражей в 2011–2012 годах, когда он объявлял голодовку. «Мы посмотрим, какой приговор будет оглашен 24-го, вступит ли он в законную силу, и после этого скорее всего будем обжаловать в ЕСПЧ – у нас очень много материалов о нарушении Европейской конвенции по правам человека».
«По этому эпизоду и по этой жалобе Развозжаева новые власти Украины, вполне возможно, предоставят ЕСПЧ больше информации, из которой будет следовать, что Развозжаев был похищен, – заявил «НГ» председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко. – ЕСПЧ будет расследовать дело объективно. Помимо этого эпизода объективное расследование выявит еще очень много чего. Наше состояние правосудия дошло до такого уровня, что любое непредвзятое корректное судебное расследование носит показательный характер. В Европе есть правосудие, и оно будет работать правосудно». Нарочитой показательности процесса, по мнению Макаренко, не будет.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин в беседе с «НГ» подчеркивает, что у российских властей не будет доверия к материалам, которые сейчас могут предоставить правоохранительные органы Украины. Причина, по мнению эксперта, в кризисе отношений между Москвой и Киевом. Мухин заявил, что анализировать полученные данные следует с настороженностью, «потому что мотивированность украинских спецслужб очевидна». Значение «болотного дела» для судебной системы России и Европы Мухин призвал не политизировать: «Речь идет не о судебной системе России. Речь идет о характере и порядке процедуры сбора доказательств вины участников этого процесса, о работе обвинения и работе защиты. Политических копий на эту тему сломано много. Но, на мой взгляд, решение суда должно уважаться обеими сторонами в обязательном порядке».