0
20002
Газета Политика Интернет-версия

10.07.2014 00:01:00

Проблемы ксенофобии на высшем уровне

Тэги: неонацизм, неофашизм, национализм, путин, раввины


неонацизм, неофашизм, национализм, путин, раввины Владимир Путин обсудил с зарубежными раввинами совместную борьбу с возрождением нацизма. Фото с официального сайта президента РФ

Вчера Владимир Путин беседовал с группой зарубежных раввинов о борьбе с неофашизмом. Вчера же центр «Сова» представил доклад об активности националистических групп в нашей стране. В докладе есть информация об их расколе в связи с украинскими событиями. Эксперты «НГ» посоветовали властям воспользоваться этим для нейтрализации крайних неонацистов.

Раввины из Израиля, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов и Франции встретились с российским президентом. Разговор шел о совместном противостоянии неонацизму, антисемитизму и всякой прочей ксенофобии, о недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны. Владимир Путин заявил, что применявшаяся нацистами практика объявления врагом целого народа – это «хуже, чем сумасшествие». 

Явно в контексте сегодняшней ситуации в Украине, в которой, как считают в Москве, к власти пришли неонацисты, он пояснил: раньше он тоже думал, что политику уничтожения отдельных народов могли проводить лишь безумные люди. «Но сегодня мне кажется, что это опаснее, чем сумасшествие, – это сознательная политика, направленная на достижение собственных, узкокорыстных целей, пользующаяся такими античеловеческими методами», – сказал Путин. Выступил он и против переписывания истории для оправдания разгромленных сторонников нацизма и принижения роли тех, кто его победил. «Мы с вами должны делать все, чтобы воспрепятствовать такой преступной практике», – подчеркнул президент РФ.

Также вчера информационно-аналитический центр «Сова» представил доклад о ксенофобии и радикальном национализме в России и о борьбе с ними властей страны. «За первое полугодие 2014 года от ксенофобного и неонацистски мотивированного насилия, по предварительным данным, пострадали не менее 74 человек, 13 из которых погибли. Кроме того, один человек получил серьезную угрозу убийством», – говорится в документе. За первые же шесть месяцев 2013 года были убиты семь и ранены 83 человека, трое получили угрозу убийством, отмечается в докладе. Вроде бы налицо тенденция к некоторому понижению, хотя аналитики «Совы» и уточнили, что не все данные приходят к ним оперативно и, может быть, количество преступлений все же окажется большим.

«Впрочем, не исключено, что некоторое снижение расистского насилия действительно наблюдается, и связано это с тем, что часть ультранационалистов временно переключила свое внимание на события в Украине, а некоторые из боевых националистов сейчас там и находятся», – утверждается в документе. Однако самым интересным надо признать вывод правозащитников из «Совы» о расколе российского ультраправого поля по украинскому вопросу. В представленном ими документе об этом говорится, что разошлись по разные стороны баррикад те из них, «кто увидел в новых киевских властях «бандеровцев», притесняющих русских из юго-восточных регионов страны», и другие – «кто увидел в Киеве образец националистической революции».

Кстати, данные «Совы» по июню показывают, что общественная активность ультраправых в июне действительно была невысока. Аналитики связали это с началом чемпионата мира по футболу и наступлением летнего затишья. Впрочем, замечены были традиционные летние сборы, тренировки, семинары и лагеря. Военизированные сборища проходили в Москве (в Битцевском парке, в парке «Покровское-Стрешнево»), Санкт-Петербурге, Волгограде, Пензе, Энгельсе (Саратовская область), Перми, Ярославской области и других регионах.

Глава Института национальной стратегии Михаил Ремизов в беседе с «НГ» подтвердил, что среди российских националистов сейчас происходит если еще и не окончательный раскол, то начало расхождения. «Сейчас после Украины произошел в русском национализме очень важный водораздел: его национал-социалистическая часть, которая ориентирована на эстетику Третьего рейха, оказалась не русскими националистами, а украинскими. И они, по сути, выпали из поля русского национализма, предпочтя солидарность на уровне субкультуры с украинскими «единомышленниками» или некими аналогами солидарности по национальному принципу. У других же случился откат от общей националистической доктрины в сторону, может быть, некой российской особости. И это обнажило то противоречие, которое всегда существовало между расизмом и национализмом, потому что это абсолютно разные идеологии», – пояснил эксперт.

Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко пояснил, что о расколе ультраправых не стоит говорить хотя бы потому, что среди них никогда и не было какого-то единства. «Расколоться может какая-та единая организация. А в этом крыле всегда были пауки в банке, готовые конфликтовать по поводу малейших оттенков в своих учениях», – заметил он. Тем не менее тенденцию к ужесточению внутренней полемики в среде националистов именно по украинским делам он подтвердил, заметив, правда, что «все это такая микробиология, которую без специальных приборов сложно разглядеть». Эксперт подчеркнул, что, условно говоря, и имперские националисты, и сторонники «чисто русского национального государства» одинаково подвергнутся мощной фрустрации после того, как проводившаяся властью до сих пор украинская политика поменяется. А это значит, что количество разногласий в этом политическом лагере станет еще больше.

Кстати, Михаил Ремизов посоветовал властям обратить внимание на то, что во всех цветных революциях в неисламских странах в качестве одной из ударных сил всегда задействовались националистические движения. Впрочем, эксперт заметил, что наша власть это понимает: «Кремль соответственно опасается аналогичного влияния молодежных праворадикальных группировок. Поэтому сказать, что он закрывает глаза на эту угрозу, – нельзя: ужесточения антиэкстремистского законодательства, которые мы наблюдаем в последнее время, во многом направлены против этих идеологических групп». Поэтому Ремизов настаивает, что власть должна теперь заняться несколько иным делом. «Увлечения праворадикальными движениями среди молодежи являются следствием некоего  культурного вакуума. Очень важно, чтобы эта часть молодежи имела другие точки притяжения – тоже связанные с национальной идентичностью, но находящиеся не в русле праворадикальной субкультуры, а в русле здорового национального сознания». 

Борис Макаренко сомневается в том, что власть будет брать под крыло часть российских националистов именно для таких целей, прогнозируя, что после смены вектора украинской политики у ультраправых с Кремлем отношения ухудшатся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4495
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2414
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
5757
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
7407

Другие новости