Депутату Вере Кичановой помешали собирать подписи. Фото из личного архива Веры Кичановой
На сбор подписей у оппозиционных кандидатов в Мосгордуму остается три дня. Попытки за оставшееся время заполнить подписные листы оборачиваются скандалами – корреспондент «НГ» наблюдал, как разогнали агитпункт муниципального депутата Веры Кичановой. Кампания идет и в Подмосковье. Там в последний момент зеленые выдвинули кандидатом в депутаты Мособлдумы своего председателя Глеба Фетисова, находящегося в СИЗО.
В «Гражданской платформе» (ГП) зарегистрировали Дениса Константинова. Ранее от выдвижения в его пользу отказался председатель московского отделения «Альянса зеленых и социал-демократов» Александр Закондырин, вступивший в коалицию с ГП. Как выяснила «НГ», 1 июля Закондырин все-таки подал документы в избирком и сейчас собирает подписи в свою поддержку.
В субботу партконференция выдвинула в Мособлдуму председателя «Альянса зеленых и социал-демократов» Глеба Фетисова, находящегося в СИЗО. Напомним, что его обвиняют в махинациях при продаже принадлежавшего ему банка. 14 сентября пройдут довыборы в областную Думу по Наро-Фоминскому району. Поскольку политик еще не осужден, по закону он имеет право участвовать в выборах, его документы будет подавать доверитель, а вести кампанию – штаб. Подписи собирать не нужно – на прошлых выборах зеленые получили в Подмосковье более 3% голосов.
Самовыдвиженцы от оппозиции за считаные дни пытаются набрать необходимое количество подписей – речь идет о 5–6 тыс. В выходные корреспондент «НГ» побывал в штабе кандидата в Мосгордуму, муниципального депутата Веры Кичановой. Сбор подписей едва не был сорван: днем в субботу на пикет сборщиков напал неизвестный, которого активисты называют охранником находящегося по соседству торгового центра. Он порвал подписные листы, уничтожив 40 подписей, и напал на Кичанову – после чего та поехала в полицию и в травмпункт – фиксировать побои.
На время страсти улеглись, и пикет продолжил работу. Интерес москвичей к сборщикам – на уровне нулевого. Плакаты привлекают внимание, но не более того. В итоге приходится буквально приставать к гражданам с просьбой поставить подпись. Большинство прохожих отмахиваются. Те немногие, кто соглашается, могут и не жить в данном районе, что сразу делает ненужной их подпись.
Все меняется, если в момент сбора присутствует сам кандидат, – в этом случае жители общаются более охотно и соглашаются поставить подпись. «Вы в Тушине живете?» – мило обращается к выходящим из метро Кичанова. После утвердительного ответа, глядя прямо в глаза, продолжает: «Поддержите меня? Я ваш муниципальный депутат...» 90% из тех, с кем удавалось завести разговор, подходили и ставили подпись. Но даже при круглосуточной работе в одиночку 5 тыс. за месяц не соберешь. Были и исключения. «Ты мне ничего не сделала», – кричит на всю улицу пожилая пенсионерка. «Мне вообще плевать на политику», – отмахивается молодая девушка.
Сочувствие на лицах горожан появилось лишь при виде полицейских, обступивших сборщиков, – те в ехидных выражениях велели навсегда убрать пункт сбора от метро. Мотивировка: выход из метрополитена и прилегающая территория сданы в аренду торговому центру. Выяснилось, что при виде представителей МВД отношение к активистам меняется: стражам порядка предлагали заняться поимкой преступников, а не трогать ребят. Сборщикам публично сочувствовали, а некоторые впервые в присутствии корреспондента «НГ» предлагали свои подписи.
Вечером в штабе – небольшой комнате в панельной многоэтажке – проходила проверка подписей по базам данных. Один из сборщиков показал сломанный планшет: местный житель, открыв дверь, не задавая лишних вопросов, попытался ударить парня. Тот успел увернуться, но вечер все равно принес разочарования – 8 из 8 собранных подписей оказались недействительными: люди хотя и живут в Тушине, но прописаны в другом районе. Вечером позвонили из штаба кандидата в МГД Владимира Милова, рассказали похожую историю: там сборщик подписей нарвался на вооруженного пистолетом человека с явным запахом алкоголя. Закончилось все, впрочем, мирно: активист не растерялся и завел разговор, москвич в ответ стал ругать единороссов, после чего все-таки согласился поставить подпись.