ОНФ будет утверждать судей от имени народа. Фото с официального сайта Общероссийского народного фронта
Парламент Северной Осетии предлагает формировать судебные органы в регионах с учетом мнения местных депутатов. Законопроект, поступивший в Госдуму, содержит и требование повысить роль гражданского общества в системе судоустройства. Общественность будет представлена Общероссийским народным фронтом (ОНФ). Законопроект, считают эксперты, отражает настроения региональных властей, от которых во многом зависит результат нынешней избирательной кампании.
Сейчас в законе о статусе судей написано, что президент назначает всех федеральных судей – начиная с уровня субъекта РФ и ниже – по представлению председателя Верховного Суда (ВС), который получает все необходимые бумаги на кандидата от региональных, городских и районных судов. Парламент Республики Северная Осетия – Алания предлагает другой вариант проведения кадровой политики в судебной системе страны: назначает, как и ныне, президент, кандидатуры представляет, как и сейчас, глава ВС, но «с учетом мнения законодательного органа соответствующего субъекта РФ». Как видно, североосетинские парламентарии выдвигают весьма лаконичный законопроект. Не растекаются пустыми мыслями они и в пояснительной записке к нему, а сразу же указывают на главное: «Соответственно, в случае получения депутатских мандатов представителями Общероссийского народного фронта по результатам выборов в законодательные органы субъектов РФ у гражданского общества появится возможность влиять на процесс формирования судейского корпуса».
Региональные законодатели кроме явной оглядки на политические реалии и перспективы ссылаются на Конституцию, которая вроде бы относит к совместному ведению федерального Центра и субъектов РФ «кадры судебных и правоохранительных органов» (пункт «л» статьи 72). Впрочем, наша Конституция – как и всякая другая мудрая книга – дает цитаты почти на все случаи жизни. И, скажем, для того чтобы зарубить данную инициативу, достаточно будет показать на статью 71, где перечислены полномочия Федерации. В ее пункте «о» и упомянуто «судоустройство». Таким образом, и второй законопроект депутатов Северной Осетии формально вроде бы является заходом на чужую поляну. Потому что они предлагают резко изменить качественный состав региональных квалификационных коллегий судей (ККС).
Речь идет о представителях в ККС так называемой общественности. Именно так называемой, потому что на самом деле в эти серьезные органы допускаются, понятное дело, в основном заранее отобранные люди. В законе об органах судейского сообщества об этом сказано так: они должны быть старше 35 лет, иметь высшее юридическое образование, не совершать порочащих поступков, не занимать госдолжности, не являться бизнесменами или руководителями любых структур и не работать адвокатами либо нотариусами. Таким образом, речь идет либо о преподавателях юрвузов, либо ветеранах правоохранительных органов, либо вообще отставных судьях. Напомним, что сейчас из 21 члена ККС среднестатистического субъекта РФ таких общественников семь, а вот от различных судов там 13 человек. 21-й же член любой ККС – это представитель президента. Парламент Северной Осетии предлагает судейскую квоту сократить до 10 мест, причем за счет уменьшения представителей арбитражных судов, а все вакансии отдать общественности.
И снова тот же самый тезис: «Это, в свою очередь, позволит предоставить возможность участия в работе квалификационных коллегий судей представителям Народного фронта». Заметим, что полномочия ККС весьма большие. К ним кроме определения кандидатов в судьи относятся и вопросы дисциплинарного воздействия на действующих служителей Фемиды – в частности, отправление в отставку и возвращение из нее, приостановление полномочий судьи и их возобновление. Занимаются они, по сути дела, и следствием по публичным негативным ситуациям вокруг того или иного судьи, а также проводят проверку подлинности биографий претендентов на должность в мантии. Так вот, сейчас, сетуют региональные парламентарии, роль общественности минимальна. «Формализм общественного представительства наносит ущерб как самой судебной системе, так и правосудию в целом», – указывается в пояснительной записке.
Равное количество судей и представителей общественности в составе ККС субъектов РФ «позволит устранить факты судейской круговой поруки и корпоративной солидарности при рассмотрении вопросов, отнесенных к их компетенции, а также повысить ответственность судей за нарушение норм судебной этики при отправлении правосудия», – вот чем должны будут заняться представители ОНФ. Скорее всего указание на детище президента Владимира Путина – это не более чем хитрость региональных парламентариев, посчитавших, что большинство Госдумы сто раз задумается, прежде чем отклонять те законопроекты, которые призваны повысить авторитет Народного фронта. Однако, как всегда, в каждой шутке присутствует лишь доля шутки, а все остальное – правда. Данные законодательные инициативы, безусловно, следует рассматривать как показатель понимания региональными властями перспективных роли и места ОНФ в политической системе страны, ну а также как их готовность в ходе нынешней избирательной кампании работать на победу Народного фронта.