Москва, 31 июля 2010 года. Фото Reuters
Министерство юстиции, ссылаясь на постановление Конституционного суда (КС), предлагает запретить чиновникам отказывать организаторам митингов в заявке, если она подается в выходные и праздничные дни. Между тем гораздо более важный законопроект, понижающий штрафную планку для граждан, участвующих в протестных акциях, отодвинут на осень. По мнению экспертов, власть использует патриотический подъем, чтобы заранее закрутить гайки – если в будущем ее высокий рейтинг пойдет на спад.
Жалоба, на которую отреагировал сначала Конституционный суд и вот теперь – Минюст, в январе 2012-го касалась неудачной попытки активиста правозащитного центра «Мемориал» Андрея Якимова организовать акцию в память адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.
Заявка была отвергнута как слишком поздно поданная, заявителю было предложено перенести день акции. 13 мая с.г. КС признал, что участникам митинга иногда важно провести мероприятие в конкретный день, а законодательство лишает их такой возможности. Он удовлетворил жалобу Якимова, и настала очередь правительства.
Сейчас Минюст предлагает скорректировать, с учетом нерабочих праздничных дней, порядок подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий. Сегодня, согласно ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», организаторы митинга должны подать заявку в органы местной власти не ранее 15 и не позднее 10 дней до мероприятия. Но в праздники органы власти не работают. Минюст предлагает разрешить подавать уведомление в последний рабочий день, предшествующий нерабочим. А если срок подачи документа полностью совпадает с праздниками, заявка должна быть принята, несмотря на выходной. Гражданин, подчеркивает КС, «оказывается в ситуации недопустимой неопределенности» в вопросе подачи заявки. В то время как Основной закон (ст. 31) требует от государства «обеспечивать признание, соблюдение и защиту конституционного права на свободу мирных собраний».
Законопроект Минюста, появившийся спустя пару месяцев после постановления КС, демонстрирует готовность поправить одиозный закон. Однако данное улучшение давно уже не является критическим для оппозиции, поскольку остались в силе гораздо более суровые нормы. По сравнению с которыми нынешняя либерализация выглядит совсем микроскопической. Особенно если учесть, что времена массовых протестных акций прошли, а те представители оппозиции, кто ранее спорил из-за неутвержденной заявки, либо в заключении по «болотному делу», либо выступают на разрешенных теперь акциях в поддержку курса властей в Крыму и на юго-востоке Украины, как писатель Эдуард Лимонов. Некоторые видные оппозиционеры, убедившись в невозможности открыто оппонировать власти, заявили об уходе в диссидентство – речь идет о Борисе Немцове и Сергее Алексашенко. Последний покинул страну, видимо, надолго. На днях появилось сообщение, что уехал из России в Эстонию по тем же причинам давний публичный критик власти на митингах Артемий Троицкий.
Вроде бы для оставшихся можно законодательство смягчить. Однако Госдума вовсе не торопится принимать принятый в первом еще в декабре прошлого года законопроект, понижающий нижний порог штрафа для участников протестных акций. Напомним, что уголовная ответственность за нарушение законодательства о митингах, введенная в соответствии с инициативой президента Владимира Путина, показалась чрезмерной Конституционному суду, который еще в феврале 2013-го вынес постановление – следует убрать из закона некоторые одиозные нормы (см. «НГ» от 24.06.14). В августе правительство, тот же Минюст, соответствующий законопроект подготовил и внес в Госдуму. В декабре документ прошел первое чтение – и намертво завис.
Политолог Николай Петров в беседе с «НГ» объяснил эту затяжку стремлением власти несколько закрутить гайки в период политической стабильности – чтобы подготовиться к моменту, когда сойдет на нет антиукраинская пропагандистская кампания и граждане в полной мере ощутят снижение жизненного уровня. Эксперт считает, что вряд ли уместно говорить о каких-то перспективах курса на либерализацию: «Мне кажется, что российские власти сделали выбор между гибридным режимом и авторитарным. В гибридном варианте государственного устройства есть элементы демократии и пусть даже имиджевые или чисто процедурные, но важные демократические моменты».
В то время как имидж России резко испорчен на Западе, отмечает Николай Петров, руководству страны нет смысла на него оглядываться, «чтобы демонстрировать либерализм и политическую модернизацию». Подобные движения, уверен собеседник «НГ», могут быть только ответом на серьезные вызовы внутри страны. «Но пока таковых не видно. Более того, мне кажется, что власти понимают – вся эта эйфория и колоссальный подъем ее популярности не могут длиться долго. И когда все пойдет вниз, понадобятся механизмы, которые обеспечивали бы сохранение власти в условиях уменьшения рейтинга». Эти механизмы могут быть только репрессивными, уверен Петров, поэтому сейчас власть предусмотрительно будет пользоваться ситуацией, с тем чтобы закрутить гайки на будущее, а вовсе даже не откручивать их. Эксперт не видит никаких перспектив для либерализации ни с точки зрения имиджевой – перед Западом, ни с точки зрения содержательной, отражающей нынешние настроения граждан внутри страны.