Отныне слишком большая активность в Интернете может дорого обойтись гражданам. Фото Марии Кондратьевой
Минкомсвязь России продолжает активно готовиться к вступлению в действие с 1 августа закона об усилении госконтроля за разного рода интернет-ресурсами и блогерами. Им положена регистрация: первым, если они не созданы чисто в частных целях, а вторым, если за сутки их читают более 3 тыс. человек. Подзаконных актов о новых правилах работы Рунета будет более десятка. Первым к финишу идет проект постановления правительства о перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворять которые через Сеть можно и без контактов с государством. Документ отредактирован грамотно, но все равно оставляет правоприменителю слишком широкие рамки.
Этот проект постановления правительства построен по схеме исключения из исключений. Это когда оговариваются изъятия из подробного перечня оснований, позволяющих так называемому организатору распространения информации, то есть любому ресурсу, через который люди общаются в Сети, все-таки не сообщать контролирующему госоргану о своей деятельности и соответственно не хранить в течение не менее чем полгода трафик и данные своих пользователей. Напомним, что этого требуют поправки к Закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации», которые президент Владимир Путин подписал 5 мая с.г. и которые начнут действовать с 1 августа. Требование единое для всех, но из-под него – после возмущения интернет-сообщества – была отдельно выведена «деятельность для личных, семейных и домашних нужд».
Что это такое в понимании будущего правительственного постановления? Во-первых, приобретение товаров, работ или услуг исключительно в частных целях, не связанных с предпринимательством, а также поиск разного рода информации о таких интересующих человека вещах. Во-вторых, приобретение знаний, умений, навыков, даже ценностных установок и опыта, необходимых для всех видов развития человека, повышения его образовательного уровня и удовлетворения интересов. В-третьих – и почему-то отдельно, – идет такой критерий, как получение и применение новых знаний. Четвертое основание не вступать ни в какие обязательные контакты с государством – заниматься исключительно творчеством: литературным, художественным, научным, техническим, причем написание компьютерных программ или их модернизация к этому пункту тоже относятся. Организация досуга и воспитание детей также вроде бы не интересуют наши госорганы, в том числе и правоохранительные, хотя «закон 5 мая» принят во многом для упрощения их работы. И, наконец, интернет-дискуссии о ведении домашнего хозяйства, разведении животных и уходе за ними, о садоводстве – но отнюдь не об огородничестве – также властям, похоже, не важны.
Однако затем эти исключения оговариваются несколькими «но»: данная тематика власти заинтересует в том случае, если соответствующая сетевая активность рассчитана на внимание неопределенного круга лиц. «И (или) осуществляется в интересах обеспечения любой деятельности юридического лица» – так сформулировано уже второе исключение из исключений. В первоначальном варианте этой бумаги, о которой «НГ» писала в номере от 19.06.14, были, правда, еще более широкоформатные оговорки: регистрация будет обязательной, если частные нужды сопровождаются общественной или общественно-политической деятельностью и публикациями аналогичных материалов либо тем или иным ресурсом фактически пользуются более 10 тыс. человек. Вот именно так – без объяснений, кто такие фактические пользователи и за какую единицу времени будет делаться их подсчет. Теперь эти крайне предвзятые критерии убраны, но в тексте все равно осталась загадочная фраза на тот счет, что в любом случае госконтролю будут подлежать такие интернет-ресурсы, существование которых обуславливается участием гражданина в деятельность какого-то юрлица. В переводе с бюрократического на русский это, видимо, можно понимать так, что корпоративные сайты не смогут считаться частными. Однако кроме компаний статусом юрлица в России обладают партии и движения, НКО и вообще все без исключения общественные организации.
Чтобы не гадать, а точно знать, корреспондент «НГ» попытался обратиться за разъяснениями в Минкомсвязь. Однако телефон его департамента внешних коммуникаций или предлагал дождаться ответа оператора, или передавал успокаивающую музыку. Обращение в Роскомнадзор, которому и предстоит применять на практике эти абстрактно сформулированные нормы, тоже к успеху не привело. Дежурный сотрудник пресс-службы пообещал передать вопросы «НГ» пресс-секретарю Роскомнадзора Вадиму Ампелонскому, пояснив, правда, что связь с ним односторонняя и что он сам решает, на какие вопросы отвечать. Было также сделано и предупреждение, что тот предпочитает пока не комментировать подзаконные акты к «закону 5 мая», потому что они еще только готовятся. На момент подписания этого номера «НГ» никакого ответа от данного ведомства так и не последовало.