Домашний арест Сергея Удальцова на следующей неделе может смениться реальным заключением. Фото РИА Новости
До завершения процесса над организаторами массовых беспорядков Сергеем Удальцовым и Леонидом Развозжаевым остаются считанные дни. В понедельник-вторник в Мосгорсуде пройдут прения сторон, в среду судья Александр Замашнюк удалится для вынесения приговора. Он уже призвал защиту даже не оспаривать факт массовых беспорядков 6 мая 2012 года. В августе завершится и процесс по делу четырех рядовых «болотников» второй волны. Адвокаты на справедливость российского правосудия надежд не возлагают.
Защитники сейчас, конечно, отказываются от произнесения любых прогнозов, но без всякого сомнения можно утверждать, что приговор Удальцову и Развозжаеву обязательно будет обвинительным.
Вопрос только в его жестокости: напомним, что признавший свою вину в организации массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года Константин Лебедев получил 2,5 года колонии. Правда, благодаря процедуре условно-досрочного освобождения он теперь уже на свободе, а его показания между тем и легли в основание обвинения против Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева. Адвокаты такую трактовку считают незаконной – ведь свою вину оппозиционеры так и не признали. Однако ведущий процесс судья Александр Замашнюк уже призвал их даже и не оспаривать факт массовых беспорядков.
Напомним, что, по версии следствия, Удальцов и Развозжаев на деньги грузинского политика и бизнесмена Гиви Таргамадзе должны были организовать в России серию протестных акций. Одна из них – на Болотной площади – закончилась столкновениями с полицией. По ее итогам на скамье подсудимых оказалось несколько десятков протестовавших граждан, многие из которых были осуждены на реальные сроки – от 5 до 6 лет колонии. Полицейские, применявшие против них силу, наказаны не были, а сам процесс, который, по мнению ряда правозащитников, направлен исключительно на запугивание оппозиции, продолжается и по сей день.
Во время же процесса по «делу Удальцова–Развозжаева» были допрошены десятки свидетелей обвинения – в основном полицейских, работавших в тот день на Болотной. Адвокаты подчеркивают, что никто из них не дал однозначных показаний, указывающих на роль их подзащитных в организации беспорядков. Да и сам факт наличия этого правонарушения в ходе событий на Болотной оспорили и независимые юристы, и члены Совета по правам человека, и тогдашний омбудсмен Владимир Лукин, и многие другие.
Показания полицейских на суде Удальцова–Развозжаева были идентичны тем, что давались на первом «болотном» процессе над рядовыми оппозиционерами. С их слов выходило, что демонстранты бросались кусками асфальта, пластиковыми бутылками, срывали со стражей порядка каски и мешали проводить задержания нарушителей закона. В ответ на это, как видно на многочисленных видеозаписях, которые были просмотрены и в суде, полицейские применили силу – били людей дубинками, волокли их по земле в автозаки, где физическое воздействие нередко и продолжалось. По итогам жестких действий полиции в больницы, как известно, обратились десятки человек.
Свои показания в суде дали известные российские оппозиционеры: Борис Немцов, Илья Яшин, Геннадий и Дмитрий Гудковы и некоторые другие. Их объяснения были просты: беспорядков, говоря юридическим языком, не было, а столкновения спровоцировала сама полиция, зажав колонну демонстрантов в узкое горлышко и создав давку. В толпе тогда многими были замечены провокаторы в масках, которых полицейские не задерживали, и ни один из них в итоге так и не оказался на скамье подсудимых. Напомним, что именно после акции на Болотной протестная активность резко сошла на нет, так что жесткий разгон так и не состоявшегося митинга несогласных с избранием президента Владимира Путина был выгоден власти, убеждены и сейчас оппозиционеры.
«Прогнозы – дело неблагодарное, но доказательной базы явно недостаточно, чтобы вынести обвинительный приговор, – говорит «НГ» адвокат Сергея Удальцова Николай Полозов. – Показания Лебедева, на которые ссылался Замашнюк, по нашему мнению, не являются правдивыми: он сделал все, чтобы спасти себя, и поэтому сейчас уже не свободе». Судью Замашнюка, ведущего процесс, Полозов охарактеризовал как «блестящего процессуалиста», но предельно жесткого в общении со стороной защиты.
«С технической точки зрения, этот процесс стал самым тяжелым в моей практике, - говорит «НГ» адвокат Леонида Развозжаева Дмитрий Аграновский. - Слушания шли каждый день, что и для защиты нехорошо, и по отношению к подсудимым бесчеловечно. Суд ни разу не пошел нам на встречу». Аграновский считает, что все «болотное дело», включая и дело Удальцова-Развозжаева будет иметь хорошие перспективы в Европейском суде по правам человека. А сам процесс войдет в историю как пример фундаментального вмешательства государства в осуществление прав граждан на свободу слова, собраний и право выражать собственную позицию.
Параллельно в Замоскворецком суде подходит к завершению в отнощении четверых участников акции протеста на Болотной. 8 июля свои доказательства начнет представлять сторона защиты. На скамье подсудимых, напомним, четверо: антифашист Алексей Гаскаров, пенсионерка Елена Кохтарева, студент Илья Гущин и гражданский активист Александр Марголин. Их обвиняют в насилии против полиции и участии в массовых беспорядках. Адвокат Ильи Гущина Сергей Панченко рассказал «НГ», что защита будет просить у суда заслушать людей, ответственных за организацию мероприятия, как со стороны МВД, так и со стороны оппозиции. В частности, заместителя начальника управления охраны общественного порядка МВД Москве Дмитрия Дейниченко и находящегося под домашним арестом экс-кандидата в мэры Алексея Навального. По его словам, не исключено, что к началу августа демонстрантам уже будет вынесен приговор.