В регионах выдвиженцы, как всегда, опираются на высокий рейтинг президента. Фото ИТАР-ТАСС
Российские политтехнологи переживают подъем – их услуги растут в цене. Связано это с некоторыми изменениями в отечественной политике. В частности, декларируемым отказом власти от использования административного ресурса на сентябрьских региональных выборах. По информации «НГ», политические партии отдают предпочтение «Никколо М», а на московских выборах «Единую Россию» поддерживают две уральские компании. Известный политтехнолог Игорь Минтусов рассказал «НГ» об особенностях нынешней избирательной гонки.
Как выяснила «НГ», партии на выборах будут использовать политических консультантов активнее, чем раньше. Сегодня внутри каждой из них создано управление по избирательным технологиям (иногда оно именуется управлением по взаимодействию с регионами), которое занимается подбором пиар-консультантов. К примеру, на московских выборах «Единая Россия», по словам лидера неформальной PR-группы Валентина Полуэктова, пользуется услугами двух компаний из Екатеринбурга – «Бакстер Групп»и «Новые Коммуникационные Системы». Они давно работают на ЕР в разных регионах. «Справедливая Россия», рассказал «НГ» источник в партии, предпочитает компанию «Никколо М». Между тем депутат от КПРФ Сергей Обухов, контролирующий ход партийной избирательной кампании, сообщил «НГ», что коммунисты за последние 20 лет ни разу не пользовались услугами политтехнологов. Сергей Иванов (ЛДПР) тоже заявил «НГ», что его партия обходится без консультантов.
Напомним, что несколько месяцев назад прошел учредительный съезд Ассоциации российских политконсультантов. Президентом структуры стал председатель совета директоров компании «Никколо М» Игорь Минтусов, исполнительным директором – Виталий Сергеев, ранее работавший в партии «Гражданская платформа». В правление вошли также политтехнологи Евгений Минченко и Андрей Богданов. Организация получила поддержку власти.
Повышенная востребованность политтехнологов, сообщил «НГ» Игорь Минтусов, возникла около двух лет назад. Тогда стало окончательно ясно, что кандидатам на выборах разного уровня не следует рассчитывать на масштабные фальсификации, оказавшиеся причиной массовых протестов в декабре 2011 года. Власти решили де-факто отказаться от методов прямых фальсификаций, и в этот момент, подчеркивает собеседник «НГ», «появилась большая площадка для публичной борьбы между политиками»: «Соответственно это поле для политтехнологов».
Игорь Минтусов: появилась большая
площадка для борьбы политиков. Фото РИА Новости |
Однако Минтусов не слишком оптимистичен: «Я не хочу петь «Аллилуйя» власти, которая организует выборы». Власть, отказавшись от прямых фальсификаций, использует другую тактику: голоса подсчитывают честно, но процесс регистрации кандидатов усложнился. Если на прошлых выборах в Мосгордуму самовыдвиженцу достаточно было набрать в округе 0,5% голосов, чтобы зарегистрироваться, то сейчас уже 3%. Количество подписей выросло в шесть раз, напоминает Минтусов: «Соответственно число квалифицированных сборщиков уменьшается, часто подписи подделываются. И это хорошая возможность для власти использовать ситуацию для отстранения оппозиционного кандидата. В этом случае решение принимает не народ, а власть».
Современные политтехнологи заметно отличаются от прежних, замечает Минтусов. Возрастает роль пиар-кампаний в Интернете. И если 5–6 лет назад во время избирательной кампании пиар-менеджер в основном работал с печатными изданиями, что-то еще делая в Интернете, то сейчас функции разделены. Есть пиар-менеджер, который должен быть в штабе, – он работает с печатными изданиями. А менеджер работает в Интернете.
Другая особенность нынешней кампании – в изменившейся роли юриста. 10 лет назад эти люди выполняли формальную функцию отслеживания – все ли сделано по закону, замечает Минтусов: «Сейчас власть направляет огромные усилия, чтобы придраться к кандидатам, не соответствующим мейнстриму внешнеполитической ситуации. Поэтому с обеих сторон работают весьма сильные юристы. И это очень высокооплачиваемая работа».
Политические консультанты, подчеркивает собеседник «НГ», должны быть «на волне электоральных ощущений, ожиданий». Обстановка в стране трансформируется – изменилось отношение к базисным ценностям ряда целевых групп, чего нельзя не учитывать в работе политтехнолога.
Кремль объективно заинтересован в легитимности всех выборов, «но здесь, к сожалению, не ставится точка, а ставится запятая и идет добавка: при условии, если побеждают нужные кандидаты, – говорит Минтусов. – И то и другое очень искренне произносится. Первое – громко и официально, а второе – кулуарная работа».
Между тем роль черного пиара на нынешних выборах, уверяют эксперты «НГ», никто не отменял. И здесь тоже есть новые приемы. В связи с распространением Интернета обличающую статью можно выставить на каком-нибудь сайте – а потом перепечатать в пресс-службе определенной партии и распространить среди парламентариев. И тогда, например, информация о «коррупционных» 15 сотках обличаемого вырастает до космических размеров. «Эта работа доставляет больше психологических неудобств, а не реальных сложностей с электоратом. Но если о данном депутате ГД нечего сказать, кроме упоминания о 15 сотках, это тоже в каком-то смысле характеристика парламентария – правда, с другим знаком».
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков подтвердил «НГ», что потребность в политтехнологах усилилась еще и потому, что выборов стало больше. Он согласен с тем, что в связи с провозглашенным год назад курсом Кремля на конкурентные выборы происходит повышение легитимности результатов голосования. Однако, замечает эксперт, «работа административного ресурса остается – он модифицируется как вирус гриппа, который одними микстурами не уничтожишь».
Другое скептическое замечание Хомяков сделал в адрес политтехнологов-новичков: «На этом фронте подрастает молодежь, которая в общем-то неплохо работает. Но, как в любом бизнесе, политический консультант порой надувает щеки – мол, он крутой политтехнолог, а в итоге вся его работа сводится к освоению бюджета». Хомяков приводит пример: если город завешан рекламой ЕР и ее кандидатов, это лишь освоение денег, «потому что баннеры дают ноль эффекта».
Самый больший эффект, утверждают собеседники «НГ», представляющие различные политтехнологические центры, приносит старый способ face to face – обход людей, встречи с избирателями. То есть то, что продемонстрировал год назад Алексей Навальный.