Минэкономразвития разрабатывает законопроект, согласно которому чиновники должны будут публиковать на сайтах ведомств информацию о встречах с представителями бизнеса. Предполагается, что таким образом информация о лоббировании тех или иных интересов станет общедоступной – как в развитых странах. Законопроект на эту тему готовит и «Справедливая Россия» – там предлагают узаконить отраслевой и ведомственный лоббизм, но запретить госслужащим отстаивать интересы коммерческих структур. По мнению экспертов, при нынешнем режиме законы работать не будут.
На публичное обсуждение инициативы Минэкономразвития отвели 20 дней. Слово «лоббизм», в переводе с английского означающее отстаивание чьих-то интересов, в документе не упоминается. Однако смысл именно такой – в пояснениях подчеркивается, что в настоящее время законодательством «не в полной мере регламентированы вопросы взаимодействия с государственными органами с целью оказания влияния на разработку нормативных актов в интересах общественных объединений или коммерческих компаний».
Это действительно так. Понятия «лоббизм» в России сознательно избегают, хотя негласно бизнес-интересы постоянно отстаиваются в высших эшелонах власти. В стране невозможно вести бизнес, не имея договоренностей с нужными чиновниками. Инициатива Минэкономразвития предусматривает обнародование самого факта переговоров представителей коммерческих структур с высшими должностными лицами госорганов. По замыслу авторов, пришедшие на встречу лица должны информировать власти о том, чьи интересы представляют. После чего подробная информация о встрече должна появиться на сайте ведомства в Интернете.
Собеседники «НГ» в Госдуме называют закон не только назревшим, но и перезревшим. Попытки его внесения предпринимались с момента падения советской власти – начиная с Госдумы первого созыва. Все они неизменно проваливались, в том числе из-за неоднозначности формулировок в глазах избирателей – не все политики хотят признаваться, что им может быть официально разрешено лоббировать чьи-то интересы и даже получать за это деньги. Не секрет, что в Европе или США важными спонсорами политиков являются крупные коммерческие структуры, которые официально перечисляют деньги на избирательные счета.
Одновременно готовится к внесению закон о лоббизме, подготовленный, как выяснила «НГ», «Справедливой Россией». Сейчас он находится на стадии согласований.
Один из авторов документа – депутат-эсэр Дмитрий Горовцов в беседе с «НГ» заметил, что следует узаконить отраслевой и ведомственный лоббизм. В первом случае речь идет о принятии решений в пользу отраслей экономики, во втором – в пользу министерств. Например, члены комитета Госдумы по безопасности плотно сотрудничают с блоком силовых ведомств, в какой-то мере лоббируя их интересы, добавляет Горовцов, считающий такую практику естественной. «Что касается коммерческого лоббизма, когда те или иные депутаты принимают решения, готовят запросы в пользу тех или иных коммерческих компаний, такую тактику надо строго пресекать, – говорит Горовцов. – И вводить за это административную или даже уголовную ответственность».
Эксперты считают, что закон о лоббизме не сможет эффективно работать в нынешних условиях, когда высшие чиновники не подконтрольны гражданам. В начале 2000-х, напомним, очередную попытку принять закон о лоббизме предприняла партия «Союз правых сил» (СПС). Он касался в основном Государственной Думы и обязывал депутата сообщать о контактах с предпринимателями, а также разрешить легальную работу лоббистских организаций. «Тогда это было адекватно, поскольку Госдума в тот период еще была местом для принятия решений и там реально решались какие-то вопросы – иногда вразрез с мнением правительства, – говорит «НГ» бывший член федерального политсовета СПС Борис Надеждин. – То, что сейчас предлагает Минэкономразвития, – вполне осмысленный шаг»