Глава комитета по законодательству Павел Крашенинников снял претензии к скандальному законопроекту. Фото РИА Новости
Госдума проголосует за уголовную ответственность для завзятых нарушителей закона о публичных акциях 1 июля. Вчера стало окончательно понятно, что пять лет лишения свободы могут грозить не только организаторам несанкционированных митингов, но и простым их участникам. Рядовые активисты также могут существенно пострадать даже и за обычное нарушение порядка разрешенных мероприятий. При этом Госдума проигнорировала замечания правительства, а профильный комитет все свои возражения снял. Источники «НГ» в нижней палате объясняют это прямым указанием сверху.
Законопроект группы депутатов ГД во главе с единороссом Александром Сидякиным об ужесточении наказания за митинговые нарушения вплоть до уголовной ответственности, как известно, является лишь воплощением одной из инициатив председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрея Клишаса. Тот выступил с перечислением целого их пакета на встрече президента Владимира Путина с руководством СФ в конце марта. Напомним, впрочем, что ни одно из этих предложений лично Путиным так и не было осуществлено: все быстро перехватили ушлые думцы. Видимо, авторская ревность в конце концов победила командное чувство – и к нынешнему проекту все более или менее существенные поправки подписаны исключительно Клишасом.
Хотя на самом деле никаких значительных изменений к тексту он и не предложил. Например, в самой главной его части, где речь и идет о мерах уголовного принуждения к тем, кто в течение полугода получит более двух административных штрафов за митинги, и раньше было написано то, что все эти кары распространяются как на организаторов акций, так и на их рядовых участников. Однако сенатор, судя по всему, посчитал предварительно выбранную формулировку несколько двусмысленной. И действительно, предлагалось подвергать или уголовному штрафу от 600 тыс. до 1 млн руб., или длительным срокам обязательных, исправительных либо принудительных, работ, или посадке на пять лет за такое преступление, как «неоднократное нарушение установленного порядка организации или проведения» массовой акции. То есть ответственность рядовых активистов подразумевалась, но не указывалась точно. Теперь, по предложению Клишаса, написано, что уголовная ответственность предусмотрена для неоднократных нарушителей статьи 20.2 КоАП. А там есть нормы для организаторов и для просто участников.
Законопроект едва ли стал жестче, но точно – определеннее и более удобным для применения. Хотя можно упрекнуть Клишаса и в некотором смягчении законопроекта. Ведь первоначально считалось, что учитываться будут и штрафы по статье 19.3 КоАП – о неповиновении сотруднику полиции. Но теперь, после цензуры Клишаса, данную «резиновую» из-за ее субъективности статью применять будет уже нельзя. А замечания, полученные в ГД от правительства, депутаты, судя по всему, решили проигнорировать. А ведь одним из ключевых там было несогласие с одинаковой ответственностью организаторов и участников. Возражал кабинет министров и против повышения сроков административного ареста – в некоторых частях КоАП до 30 суток, – напоминая, что сейчас это делается только в качестве наказания за нарушение режима контртеррористической операции, то есть как бы в порядке исключения. Профильный комитет, который одобрил поправки Клишаса то ли задним числом – якобы еще 24 июня, то ли опросным листом у тех, кто со всеми ними был заранее согласен, отказался и от своих претензий. Главной их них была такая: уголовная ответственность представляется излишне суровой, необходимо еще раз подумать о целесообразности ее введения.
Источники «НГ» на Охотном Ряду объяснили суровость думского большинства к правительству, руководит которым, между прочим, лидер «Единой России» Дмитрий Медведев, тем, что указание проявить ее они получили с более высоких властных вершин. Причем, понятно, жесткость эта направлена не на премьера, а на будущих фигурантов уголовных дел по статье 212.1. Второе и третье чтения запланированы на 1 июля, а стало быть, с середины будущего месяца новые жесткие правила для гражданских активистов уже начнут действовать.