Присутствие Олега Шеина в губернаторской кампании придаст ей динамичность. Фото Reuters
14 сентября будут выбраны главы 30 российских регионов. Отдельные кампании уже сейчас выглядят референдумами о доверии, и там возможны попытки отсечения сильных оппонентов через муниципальный фильтр. Эксперты прогнозируют, что наиболее интересными станут выборы в Санкт-Петербурге, республиках Алтай и Башкортостан, а также Кировской, Оренбургской и Астраханской областях. Тактика врио губернаторов будет варьироваться от региона к региону: там, где их шансы изначально выглядят слабыми, в дело пойдет административный ресурс.
Федеральный интерес безусловно обеспечен кампании в Санкт-Петербурге. Рейтинг врио губернатора Георгия Полтавченко не слишком высок, а оппозиция давно обещает власти составить в этом «протестном» городе ей сильную конкуренцию. Главная интрига – допуск до выборов кандидата от «Справедливой России» Оксаны Дмитриевой, которая объявила о желании стать единым альтернативным Полтавченко кандидатом в губернаторы. Одновременно она подчеркивает, что власти давят на муниципальных депутатов, запрещая подписываться за нее (см. «НГ» от 23.06.14). В случае включения Дмитриевой в избирательный бюллетень эксперты ожидают в Северной столице выборы с непредсказуемым результатом. Вчера за Дмитриеву вступился основатель «Яблока» Григорий Явлинский, ранее отказывавший ей в поддержке. По его словам, в случае ее недопуска к выборам они потеряют легитимность.
Другой известный на федеральном уровне политик – эсэр Олег Шеин обещает привлечь внимание к Астраханской области. Он намерен составить реальную конкуренцию действующему губернатору Александру Жилкину, позиции которого в регионе эксперты считают не самыми выигрышными. По слухам, единороссы предложили Шеину помощь в преодолении муниципального фильтра, чтобы подхлестнуть руководство региона. Если информация о помощи ЕР Шеину подтвердится, то выборы как минимум не будут безальтернативными, хотя в партии власти искренне поясняют логику своих действий так: помогаем Шеину, потому что уверены в победе Жилкина.
Более серьезной борьба может оказаться в Кировской области, где коммунисты обещают сильного противника врио губернатора Никите Белых. Один из экс-руководителей «Союза правых сил», тот давно не в ладах с местными единороссами, но зато, похоже, пользуется поддержкой федерального Центра. В противовес ему кандидат от КПРФ Сергей Мамаев, которого эксперты считают реальным конкурентом Белых, пытается привлечь на свою сторону как элиты, так и протестный электорат.
Схожая ситуация и в Оренбургской области – против действующего губернатора Юрия Берга играют высокий протестный потенциал в регионе и недовольство элит. Ситуация интересна еще и возможностью образования там оппозиционной коалиции вокруг кандидата от ЛДПР Сергея Катасонова, который ранее уже создал в регионе так называемое альтернативное правительство. Если парламентская оппозиция – КПРФ и «Справедливая Россия» – вместе с ЛДПР все-таки договорятся об объединении вокруг Катасонова, то борьба окажется интересной, считают эксперты.
Противодействия элит, а вследствие этого и повышения степени конкурентности выборов можно ожидать и в Башкортостане. Там противостоять действующему главе Рустэму Хамитову готов экс-премьер республики Раиль Сарбаев. В свое время он рассматривался в качестве преемника экс-главы Башкортостана Муртазы Рахимова, у которого отношения с Хамитовым так и не сложились.
Ключевой вопрос всех этих выборов – прохождение оппозиционными кандидатами муниципального фильтра. Пока это было скорее исключением, чем правилом, – особенно в тех регионах, где прогнозировалась реальная борьба во время кампании с шансами на победу оппозиции. Поэтому, скажем, в Республике Алтай, где рейтинг врио Александра Бердникова считается недостаточным для победы, оппозиция уже заявляет о беспрецедентном административном давлении на муниципальных депутатов. По словам главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева, там даже коммунисты вынуждены сдавать подписи в пользу Бердникова. На днях стало известно, что конкуренцию ему может составить экс-посол России в Латвии и экс-министр энергетики Виктор Калюжный. Местная пресса утверждает, что Калюжному, чья фигура наверняка согласована с федеральным Центром, обязательно позволят пройти фильтр. Допуск же к выборам других потенциальных кандидатов – Сергея Михайлова (РПР–ПАРНАС), Владимира Петрова («Гражданская сила») или коммуниста Виктора Ромашкина, у которого даже есть шансы на самостоятельное преодоление фильтра, под большим вопросом.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский подчеркивает, что на старте кампаний рейтинг врио губернаторов во всех вышеописанных случаях превосходит показатели оппозиционных кандидатов. Вопрос только в том, что же главы регионов придумают, чтобы удержать его на нынешнем уровне, и как не допустят роста популярности активных оппозиционеров. А оппозиции, считает эксперт, важно понять, до какого уровня за столь короткий срок она сможет поднять рейтинги своих кандидатов в более или менее лояльных к ним регионах. По мнению Туровского, допуск к выборам и ход кампаний будут зависеть исключительно от степени контроля за ними со стороны федерального Центра, ведь там декларируют, что определенные правила игры в регионах должны соблюдаться. «В наиболее крупных регионах оппозиционерам сделают определенные послабления, на периферии (пример – Республика Алтай) оппозиционерам закрутят гайки», – прогнозирует он.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев в беседе с «НГ» все-таки не исключил, что в Петербурге послаблений может и не быть и что Дмитриева может не дойти до финиша: «Там никому не нужны конкурентные выборы с непредсказуемым финалом». По этой же причине оппозиции пытаются ограничить доступ к выборам в Республике Алтай, считает эксперт. Калачев утверждает, что открытые и конкурентные выборы могут пройти лишь в Волгоградской и Астраханской областях, а также, естественно, во всех тех регионах, где единороссы не сомневаются в победе своих кандидатов. Там же, где выборы губернаторов грозят превратиться в референдумы о доверии к ним с непредсказуемым заранее результатом, будет применяться административный ресурс.