Главное для полицейского – договороспособность. Фото РИА Новости
Государственная Дума планирует дать Министерству внутренних дел право заключать договоры с регионами о передаче на федеральный уровень части их полномочий по обеспечению общественного порядка. Без этого полиция не будет следить за исполнением законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Внешне это выглядит как продолжение политики централизации, но есть тут и некоторое возвращение в начало 2000-х годов. Дело в том, что уступка регионами своих правоохранительных функций Центру должна сопровождаться соответствующим финансированием из их бюджетов. То есть на самом деле может получиться, что раз федеральная полиция будет частично оплачиваться местными властями, то она станет от них и более зависимой.
Сегодня комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству намерен рекомендовать нижней палате принять во втором чтении и в целом очередную поправку в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Депутаты в последнее время корректируют этот документ чуть ли не на каждом заседании, но теперь речь идет не столько об ужесточении ответственности за что-либо, сколько о весьма концептуальном решении. МВД предполагается позволить заключать специальные договоры с субъектами РФ о передаче ими наверх части своих полномочий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. И только в таком случае полицейские будут прикладывать все усилия для исполнения существующих в каждом регионе законов об административных правонарушениях.
Правоохранители делят полномочия между Центром
и регионами. Фото Reuters |
Напомним, что в КоАП специально оговаривается возможность действия региональных законов, предполагающих штрафы и другие наказания за правонарушения, не оговоренные в нем самом. Скажем, в каких-то северных местностях может быть запрещено ездить на оленях по центральным улицам городов, но ясно, что на юге таких положений никто принимать не станет. А, к примеру, запрет на нарушение ночной тишины там явно наступает позже, чем на севере. Короче говоря, поскольку Россия большая страна, то условия жизни в ней и их законодательное регулирование сильно разнятся самым естественным образом. Раньше МВД, а точнее, его управления по субъектам РФ спокойно отрабатывали особые региональные правила – например, в Москве несколько лет действовала экологическая милиция, которой больше нигде не было. Но после принятия закона о полиции, который провозгласил ее исключительно федеральной структурой, начались проблемы – ведь КоАП по-прежнему предписывает правоохранителям выявлять и наказывать все административные правонарушения без разбора того, на каком уровне власти они законодательно закреплены.
Однако за последние пару лет Верховный суд опротестовал решения ряда регионов, записавших в своих законах такую обязанность полицейских, посчитав это превышением их властных полномочий. Решение суда были вынуждены исполнить Москва, Санкт-Петербург, Самарская и Псковская области. Парламенты Москвы, а еще и Волгоградской и Архангельской областей даже подавали в Госдуму законопроекты о праве регионов привлекать полицию к контролю за своими местными реалиями. Но нижняя палата вынуждена была их отвергнуть – все по той же причине нарушения конституционного принципа о невозможности региональных властей командовать федеральными органами. Эта правовая коллизия выглядит вообще каким-то абсурдом. Например, по закону главным правоохранителем того или иного субъекта РФ является его глава, который, понятное дело, сам заниматься этим не может. При этом и передоверить эти свои функции он никому не может – ни, как уже было отмечено, полиции, ни каким-то региональным службам, потому что их создавать запрещено. Такой же нонсенс существует и на муниципальном уровне, хотя местным властям в принципе и разрешено создавать собственные милиции. Правда, пока нет соответствующего федерального закона, это сделать невозможно. А МВД категорически против параллельных структур.
Зато вот руководство ведомства уже давно продвигает идею договорного оформления своих отношений с региональными властями. Профильный думский комитет, по сведениям «НГ», никаких существенных изменений этого принципа ко второму чтению производить не намерен и собирается рекомендовать ГД принять соответствующий законопроект в начале июля. В этом же месяце он и начнет действовать – после одобрения Советом Федерации и подписания его президентом. Таким образом, тенденция на усиление в России централизации власти будет продолжена. Однако это только на первый взгляд. Дело в том, что авторы законопроекта, под которым подписалось полтора десятка не самых последних депутатов, да еще и пара сенаторов, сразу же предупредили, что субъекты РФ не просто так отдадут в МВД часть своих обязанностей по охране порядка и прав по наказанию за его нарушения. «Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств», – указано в пояснительной записке.
Но тогда получается, что пусть на новом уровне и в иных условиях в стране возникает ситуация, с которой как раз и боролся президент Владимир Путин еще в начале нулевых. Напомним, что тогда по инициативе пропрезидентских фракций в ГД неожиданно был принят закон, отменяющий правило согласования кандидатуры руководителя регионального УВД с субъектом РФ. Последние даже запротестовать не успели. Затем были приняты и решения об отрыве тогдашних милиционеров от финансирования их на местах. И вот теперь уже полицию опять будут снабжать и обеспечивать регионалы. Впрочем, как пояснил корреспонденту «НГ» источник в аппарате ГД, «МВД совершенно очевидно рассчитывает, что губернаторы, сейчас полностью зависящие от президента даже несмотря на свою выборность, будут предоставлять полиции материально-технические и финансовые ресурсы без каких-либо попыток сделать это инструментом своего влияния на нее».