Сергей Неверов готов помочь конкурентам в Астрахани и Волгограде. Фото РИА Новости
«Единая Россия» обещает поддержать оппонентов на губернаторских выборах в некоторых регионах – подкинув им голоса муниципальных депутатов. Однако речь идет только о кампаниях, где соперники ЕР практически не имеют шансов на победу. На этом фоне депутат Госдумы Оксана Дмитриева, кандидат в губернаторы от «Справедливой России» на выборах в Санкт-Петербурге, заявляет о серьезном давлении местных властей на муниципалов. Вдобавок оппозиционные партии так и не решились поддержать Дмитриеву в первом туре. Эксперты подчеркивают – нынешняя система отфильтровывает не экстремизм, как задумывалось, а политическую конкуренцию.
Вчера было объявлено о выдвижении эсэра Олега Шеина кандидатом в губернаторы Астраханской области. В конце прошлой недели после разговора с лидером эсэров Сергеем Мироновым секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов написал на своей странице в Facebook, что единороссы помогут Шеину в сборе подписей муниципальных депутатов. При этом Неверов заметил, что действующий губернатор, кандидат от ЕР Александр Жилкин, уже собрал нужное количество подписей и единороссы прогнозируют победу своего представителя уже в первом туре. Тем временем в Волгоградской области «Единая Россия» поддержала инициативу врио губернатора Андрея Бочарова, который призвал муниципальных депутатов дать подписи для выдвижения Николая Паршина от КПРФ и Олега Михеева от «Справедливой России».
Напомним, что муниципальный фильтр был введен с целью отсечь от губернаторских кампаний выходцев из криминальной и экстремистской среды. В докладе Института социально-экономических и политических исследований в 2012-м говорилось, что фильтр призван «повысить легитимность региональных руководителей и формировать у населения представления об их полной ответственности за ситуацию в регионе». А главы субъектов РФ должны были «усилить свой политический вес в отношениях как с федеральной властью, так и элитами региона».
Президент Владимир Путин на большой пресс-конференции в декабре прошлого года назвал применение муниципального фильтра и для кандидатов, и для избирателей «процессом положительным»: «Когда мы говорим, что фильтр муниципальный – это фильтр, согласен, но это все-таки не пустой инструмент отсечки неугодных властям. С этим я никогда не соглашусь». Путин уверен, что «такой фильтр заставляет кандидата подумать о реальных потребностях того населенного пункта или страны, где он собирается баллотироваться»: «И, на мой взгляд, это правильная вещь, во всяком случае, сегодня». Президент, вносивший поправку в виде фильтра в медведевскую избирательную реформу, рассчитывал повысить управляемость кампаний и легитимность избираемых региональных начальников.
Нынешняя губернаторская кампания, однако, доказывает с полной очевидностью – реализация идеи муниципального фильтра имеет обратный результат, что подтверждается выборами в Санкт-Петербурге. В регионе возникла реальная возможность победы объединенной оппозиции. Три партии – КПРФ, «Яблоко» и «Гражданская платформа», имеющие представителей в муниципальных собраниях, могут поддержать кандидата от «Справедливой России» Оксану Дмитриеву и помочь ей в жесткой конкуренции с врио губернатора Георгием Полтавченко.
Между тем в субботу на пленуме КПРФ было принято решение о поддержке главы питерского отделения партии Владимира Дмитриева. Секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов пояснил «НГ», что в Компартии «очень большие полномочия у региональных партийных организаций, и, если партия не идет на выборы со своим кандидатом, это негативно влияет на ее мобильность, на поддержание работоспособности». Участие кандидата от коммунистов, уверены в КПРФ, повысит явку и ухудшит позицию кандидата от партии власти, увеличив реальность второго тура: «Тогда мы и сплотимся вокруг единого кандидата».
Информированный источник «НГ» объяснил ситуацию иначе: «В партиях думают, что, отказываясь поддержать Дмитриеву, они сохраняют надежду на участие в политической жизни. Что взамен уступки голоса муниципалов подкинут их кандидатам. Которые не то чтобы выиграют, а просто получат возможность участвовать в кампании и раскрутке соответствующей партии. Никто, конечно, на выигрыш не рассчитывает, и все признают, что единственный кандидат, который может выиграть, – это Дмитриева. Вот все и говорят, что во втором туре ее поддержат. На самом деле второго тура не будет».
Оксана Дмитриева по прежнему надеется на помощь союзников по оппозиционному спектру. Но муниципальный фильтр в этих условиях становится серьезной преградой для политика. На муниципальных депутатов, готовых ее поддержать, оказывается давление, говорит Дмитриева: «Бюджетникам угрожают, что они лишатся рабочего места. Вызывают медицинских работников, главных врачей в местную администрацию… Бизнес запугивают ухудшением условий. Происходит жесточайшая психологическая обработка – организуются звонки уважаемых людей. Например, муниципальному депутату звонит член правительства Санкт-Петербурга…» Сбор подписей муниципальных депутатов в пользу Полтавченко, говорит Дмитриева, проходит как войсковая операция: «Всех сажают в автобус, привозят к нотариусу. Либо в муниципальный совет его приглашают, а людям говорят: придите с паспортом. И в приказном порядке заставляют сдавать подпись за Полтавченко и двух технических кандидатов, причем заведомо больше, чем необходимо, чтобы просто заблокировать фильтр».
Оксана Дмитриева по-прежнему надеется на помощь союзников. Фото с сайта www.dmitrieva.org |
Подтверждает слова Дмитриевой депутат муниципального образования г. Ломоносова инженер Александр Головин: «Мне позвонил из отдела образования человек, который до этого случая пользовался моим уважением. И стал уговаривать не отдавать голоса за Дмитриеву. Поскольку я не бюджетник, меня пытались зацепить эмоционально. Я узнал, что я «никто», что могу забыть об участии в следующих муниципальных выборах, что только сумасшедший может не голосовать за Полтавченко. Неприятно думать, что такие люди, как мой собеседник, учат моих детей…» Председатель красносельского отделения партии СР Евгений Барановский рассказал «НГ», что в каждом районе люди готовы давать подписи, чтобы поддерживать Оксану Дмитриеву: «Но как только кандидаты зарегистрировались, начались срывы. Пошли истерики – оказывается, людям звонят вплоть до глав администраций районов на мобильные телефоны. Граждане находятся под жестким прессом. Они крайне запуганы».
Муниципальный фильтр, считает политолог Николай Петров, превращает выборы в профанацию и в назначение того, кого президент заранее видит на посту. Власть пользуется фильтром для того, чтобы отсечь реальных соперников – когда это действительно реальные соперники, говорит Петров: «А когда она чувствует себя в силах, то может даже дать команду зарегистрировать кого-то из условно оппозиционных кандидатов, чтобы увеличить свою легитимность». При этом эксперт не считает, что для власти есть реальный риск в победе оппозиционного кандидата на выборах: «По крайней мере до сих пор такого никогда не происходило, хотя фильтр удавалось преодолеть, скажем, в Рязани».
Власти заинтересованы в том, чтобы кандидаты от оппозиции преодолевали фильтр не самостоятельно, а с помощью «старшего брата». Иная ситуация свидетельствовала о расколе элит, замечает собеседник «НГ»: «И тогда Кремль вмешивался и снимал кандидата другим образом – либо полюбовно, когда ему предоставлялось место, скажем, в Совете Федерации. Либо используя целый ряд рычагов – благо закон о выборах дает такие возможности».
Пример Оксаны Дмитриевой показателен. Он демонстрирует отсутствие договороспособности политической оппозиции. А главное – стало очевидно, что муниципальный фильтр не выполнил заявленной роли. Он стал властным мегарегулятором губернаторских кампаний. Как всякое искусственное образование, иногда фильтр становится смешон. Например, когда партия власти подбрасывает с барского плеча голоса заведомо слабым депутатам. Или когда дает 100% заведомо сильному, своему.
От этих маневров новому региональному начальнику легитимности не прибавляется. Как и в каждой политической игре, лишенной конкуренции.