Фото Reuters
7 июня в Украине состоялось официальное вступление в должность главы государства Петра Порошенко. Согласно официальным данным, он получил поддержку более половины избирателей в первом туре президентских выборов, которые впервые проходили в условиях гражданской войны.
К инаугурационной речи нового президента в Верховной Раде было проявлено повышенное внимание. Прежде всего к той части, где глава украинского государства обещал обнародовать планы по прекращению гражданского противостояния на востоке страны, которое Киев называет антитеррористической операцией.
Однако вместо конкретных инициатив по урегулированию конфликта украинский президент предложил провести досрочные местные выборы в Донбассе и заверил в готовности защищать права русскоязычного населения. Одновременно с этим он четко заявил о сохранении Украины в качестве унитарного государства, тем самым исключая дальнейшие дискуссии о перспективах территориально-государственного развития страны.
Речь Порошенко зафиксировала несколько принципиальных моментов. Прежде всего, Киев не имеет плана по мирному урегулированию конфликта с юго-востоком и намерен и впредь выстраивать отношения с юго-восточными регионами на основе военной силы. Во-вторых, Порошенко намерен продолжать политику, которую в последние месяцы реализовывал исполняющий обязанности президента Александр Турчинов. В-третьих, вопрос о федерализации вновь оказался законсервирован. Киев упорно не желает видеть межрегиональных различий. Кроме того, позиция Порошенко отражает взгляды радикальных националистических сил, для которых неприемлемо наличие территорий с отличной культурой, историей и языком. Не случайно в своей речи Петр Порошенко отметил, что украинский язык будет оставаться единственным государственным языком на территории Украины. Также населению юго-востока недвусмысленно дали понять, что Киев не намерен учитывать его интересы и, следовательно, всем несогласным фактически предложено либо подчиниться нынешнему курсу и принять националистическую идеологию, либо покинуть страну.
Сохранение курса на подавление выступлений юго-востока Украины силовыми методами отвечает интересам западноукраинской элиты, которая прочно утвердилась в киевских коридорах власти, а также западных партнеров Украины. Первые решают сугубо внутриполитические задачи сохранения власти и мобилизации своего электората. Вторыми движут геополитические интересы, среди которых не последнее место занимает снижение уровня российско-украинского сотрудничества.
В своей речи Петр Порошенко затронул вопросы децентрализации власти, что, по мнению нового главы государства, должно обеспечить политическую стабильность в Украине. Это отражает сложившийся в Украине расклад политических сил и степень влияния крупного бизнеса на нового президента. Назначения на должности губернаторов представителей крупного бизнеса формируют квазигосударственные образования, закрепляя за каждой финансово-промышленной группой свою территорию. В данных условиях децентрализация власти отвечает интересам отдельных представителей крупного бизнеса, которые, таким образом, рассчитывают усилить свой контроль над отдельными областями. В результате курс Порошенко на децентрализацию и сохранение унитарного характера государства закладывает новые конфликты между Киевом и регионами.
Во внешней политике президент Порошенко намерен положить конец многовекторности и развернуть страну в сторону ЕС. Намерение подписать соглашение об ассоциации до 27 июня, и прежде всего в экономической сфере, о чем Порошенко четко сказал в инаугурационной речи, нанесет сильный удар по торгово-экономическим отношениям Киева и Москвы. Россия будет вынуждена пересмотреть весь комплекс сотрудничества с Украиной, начиная от защиты своего рынка и заканчивая условиями пребывания украинских граждан на российской территории.
В отличие от своих предшественников, которые имели сто дней правления, Порошенко ограничен во времени. От нового президента ждут немедленных результатов в разрешении конфликта и улучшения экономической ситуации. В то же время Порошенко будет вынужден балансировать между требованиями националистических партий, которые сегодня определяют приоритеты внутренней и внешней политики, крупным бизнесом и западными странами.
Пятому президенту Украины досталось сложное наследство, которое в короткие сроки может похоронить его рейтинг. В подобных ситуациях оказывались и его предшественники, для которых нахождение внутриполитического консенсуса и внешнеполитического баланса оказывалось непосильной задачей.