Фото Reuters
3 июня президент США провозгласил новую американскую стратегию в Восточной Европе. Варшавская речь Барака Обамы сводилась к трем постулатам. Первый – возвращение США к проведению активной военной политики в Европе. Второй – усиление военного потенциала восточноевропейских союзников. Третий – сохранение Украины в границах 17 марта 2014 года и усиление ее взаимодействия с западными структурами безопасности. Эти меры призваны, по мнению Барака Обамы, стать основой обновленной стратегии «сдерживания России».
С похожими тезисами выступил ранее вице-президент США Джозеф Байден. В ходе визита в Бухарест 20–21 мая он заявил, что украинский кризис заставляет НАТО скорректировать военно-политическую стратегию. Альянс, по его словам, усиливает свой восточный фланг. Байден также указал на необходимость усилить финансовые инвестиции в альянс, чтобы сделать его «более сильным и единым».
Заявления лидеров США в Варшаве и Бухаресте показывают обновленную американскую стратегию в Восточной Европе. Вашингтон начинает ревизию «Основополагающего акта Россия–НАТО» 1997 года. По его условиям НАТО обещало не развертывать ядерное оружие (ЯО) и крупные военные контингенты на территории новых членов альянса. Москва, в свою очередь, обещала не создавать угрозы новым членам альянса и продолжать переговоры о разоружении. Для закрепления этих положений стороны создали механизмы регулярных консультаций. Условия «Основополагающего акта» были развиты в Римской декларации 2002 года, подписанной накануне второй волны расширения НАТО на восток.
Теперь ситуация меняется. Администрация Обамы увидела в украинском кризисе предлог для пересмотра правил взаимодействия с Россией. Направление американских военных контингентов в Польшу, регулярные заходы американских военных кораблей в Черное море, военные маневры НАТО в Эстонии – все это поиск новой стратегии по расширению военного присутствия США в Восточной Европе. В Балтийско-Черноморском регионе может появиться полноценная военная инфраструктура НАТО.
Во-первых, США выстраивают опорные пункты для своего присутствия в Восточной Европе. Ключевая роль здесь будет отводиться Польше и Румынии. В Прибалтике эти задачи Вашингтон, по-видимому, делегируют Эстонии. Ее территория позволяет контролировать выход из акватории Финского залива и находится в непосредственной близости от Петербурга. Латвия рассматривается американскими экспертами как потенциально нестабильная страна из-за большого количества русскоязычного населения. Литва видится им государством, находящимся в отдалении от предполагаемого Балтийского ТВД.
Во-вторых, Вашингтон попытается подавить фронду ряда восточноевропейских государств. За минувшие годы Венгрия и Словакия попытались выстраивать самостоятельную политику в отношении России. Колебания заметны и в руководстве Болгарии, которая ведет переговоры с «Газпромом» о реализации проекта «Южный поток». Задача американской администрации – усилить антироссийские настроения в Будапеште, Братиславе и Софии. В перспективе США будут поддерживать политические силы в Финляндии и Швеции, которые выступают за отказ от нейтрального статуса своих стран.
В-третьих, США усиливают военное присутствие в Причерноморье. Американские эксперты обеспокоены тем, что после присоединения Крыма Россия вновь установила свое господство на Черном море. Не уверены в Вашингтоне и в будущей позиции Турции. (Достаточно вспомнить, что в ходе «пятидневной войны» 2008 года Анкара фактически закрыла проливы для американского флота.) Альтернативой может стать размещение американской военной инфраструктуры на побережье Румынии и Болгарии. Вашингтон, судя по заявлениям Байдена, намерен построить в Румынии противовес воссоздающейся российской военной инфраструктуре в Крыму.
В-четвертых, администрация Обамы стремится подключить Украину к обновленной стратегии НАТО. Прямое вступление этой страны в альянс в настоящее время малореалистично. Однако Вашингтон с 2005 года поощряет военное сотрудничество Украины с восточноевропейскими странами НАТО: Польшей, Литвой и Латвией. В перспективе к ним, видимо, присоединится Румыния. Поддержку киевского режима США смогут осуществлять через союзников по НАТО.
Среди американских экспертов нет единства относительно будущего Украины. Условно можно выделить два подхода. Сторонники первого допускают, что Украину можно сохранить в границах 17 марта 2014 года. Сторонник второго исходит из того, что Донбасс, видимо, также потерян, как и Крым. Нельзя исключать вариант, что Украина начнет военную интеграцию с НАТО в территориально урезанном формате.
Эти направления американской политики пока находятся в стадии становления. Бесспорно одно: Вашингтон отказывается от тех правил взаимодействия с Россией, какие были установлены в 1997 году. Перед Москвой фактически возникают два варианта действий. Один – разработать военные контрмеры возникающей американской инфраструктуре в регионе. Другой – использовать дипломатические ресурсы для кардинального обновления «Основополагающего акта».