За Алексея Навального вступилась европейская Фемида. Фото Reuters
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) направил российским властям вопросы, касающиеся одной из жалоб оппозиционера Алексея Навального. Речь идет о противоречии между статьей о свободе самовыражения Европейской конвенции по правам человека и проигранным Навальным иском о клевете, поданным членом «Единой России» Владимиром Свиридом. Одновременно глава российской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Алексей Пушков объявил о бойкоте июньской сессии этой структуры. Учитывая, что наши парламентарии и так лишены права голоса, его заявление демонстрирует обиду российского руководства на санкции, говорят эксперты.
Вопросы от ЕСПЧ прошли бы незамеченными, но пикантность ситуации придают домашний арест Навального и непрекращающиеся иски к нему о клевете за записи в блогах или неосторожные высказывания в соцсетях. Европейские судьи попросили российскую сторону объясниться, не нарушает ли вердикт в отношении Навального (его оштрафовали на 30 тыс. руб. за клевету) принципы Конвенции о правах человека, подписантом которой является Россия. В частности, пункта о праве на свободу самовыражения и мнения.
Напомним, что в 2012 году суд оштрафовал Навального за сравнение «Единой России» с «партией жуликов и воров», которое тот допустил в интервью одному из журналов. Тогда член партии Владимир Свирид заявил журналистам и суду, что такая трактовка оскорбила его, поскольку он является единороссом. В итоге оскорбленному была присуждена компенсация в размере 30 тыс. руб., хотя изначально тот требовал миллион. «Мне 30 тыс. вполне хватит. Думаю, теперь в адрес Навального последуют десятки тысяч заявлений», – прокомментировал тогда ситуацию Свирид.
Он, конечно, преувеличивал. Однако весной Навальный уже проиграл несколько исков о защите чести и достоинства единороссам – муниципальному депутату Алексею Лисовенко и вице-спикеру Госдумы Сергею Неверову. Сейчас в суде слушается иск о клевете, поданный депутатом Госдумы от «Единой России» Игорем Руденским. Кроме того, Навальный является фигурантом «дела «Ив Роше», его обвиняют в мошенничестве при организации почтовых отправлений.
С ЕСПЧ отношения были сложными всегда, сейчас к ним прибавляются введенные в отношении России санкции и как никогда напряженный диалог с Европой из-за Украины. К примеру, вчера стало известно, что глава российской делегации Алексей Пушков объявил о бойкоте россиянами июньской сессии ПАСЕ. По его словам, контакты будут прерваны, пока в отношении России действуют санкции со стороны этой организации. По мнению экспертов, заявления Пушкова демонстрируют обиду российской стороны – тем более что РФ как раз до конца года лишена права голоса в ПАСЕ.
Оба случая – вопросы ЕСПЧ по Навальному и заявления Пушкова – свидетельствуют о том, что отношения с Европой плохи и, видимо, не улучшатся в ближайшем будущем, говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Что касается ЕСПЧ, то в решениях этого суда достаточно много не устраивающих Россию аспектов как по конкретным делам, так и по концептуальным подходам. И в данном случае «дело Навального» – лишь наглядный эпизод, отмечает эксперт: «ЕСПЧ очень сложно убедить в том, что интересы государства превыше интересов личности. А также в том, что виновата лишь одна сторона и только ее надо привлекать к ответственности». То же касается и ПАСЕ – Россия затаила обиду на Европу, но к окончательному разрыву отношений никто не стремится, кроме совсем уж радикалов с обеих сторон.
Между тем, как известно, отношение к санкциям разделилось: США выступают за более жесткий вариант, европейцы пытаются договориться. «У США нет общих границ с Россией, а Европа и Россия – соседи, и для нас приоритет – стабильность, – говорит в интервью «НГ» экс-министр иностранных дел Эстонии, экс-спикер Альянса либералов и демократов в Европарламенте (ALDE) Кристийна Оюланд. – Поэтому я могу только выразить сожаление, что россияне решили бойкотировать сессию ПАСЕ». Она подчеркивает, что относится к тем европейцам, которые считают, что нынешних санкций недостаточно для нормализации обстановки в Украине. Но в то же время она подчеркивает, что диалог российских и европейских парламентариев крайне важен: «Мы не должны скатиться до уровня холодной войны, когда вообще не разговаривали друг с другом».