Дмитрий Гудков рассказал на суде о провокаторах на протестной акции. Фото РИА Новости
Крупные платежные системы Qiwi и PayPal объявили о разрыве сотрудничества с правозащитным проектом «РосУзник» и заморозили его счета, на которые приходили деньги, предназначенные фигурантам «болотного дела». В проекте говорят о политических мотивах, сами компании объясняют блокировку соображениями безопасности. Оставшихся денег на оплату адвокатам уже не хватит. «Болотное дело» сейчас в разгаре – в суде вчера дали показания Дмитрий и Геннадий Гудковы, обвинившие полицию в провокациях во время протестной акции 6 мая 2012 года. Свидетели со стороны силовиков продолжают топить рядовых фигурантов своими показаниями.
Как сообщили в «РосУзнике», представители компаний Qiwi и PayPal отключили возможность поступления средств для финансирования проектов, собирающих пожертвования для оплаты адвокатов оппозиционеров, арестованных по политическим мотивам. Напомним, что Qiwi является крупнейшим провайдером интернет-платежей в России, а PayPal – одной из крупнейших в мире платежной системой с головным офисом в США.
После блокировки счетов деятельность проекта по оплате адвокатов продолжать будет сложно. В «РосУзнике» «НГ» пояснили, что свободные средства остались только на кошельке интернет-сервиса «Яндекс. Деньги», но их там совсем мало.
В пресс-службе Qiwi, куда «НГ» обратилась за комментариями, объяснили, что компания «активно сотрудничает с органами исполнительной власти», занимающимися регулированием финансового рынка, деятельность же «РосУзника» вызвала вопросы у службы безопасности Qiwi. Там уточнили, что денежные средства могут быть возвращены на указанный номер банковского счета. На вопрос «НГ» о том, есть ли какие-то конкретные доказательства о легализации «РосУзником» средств, в Qiwi не ответили, заявив, что не разглашают результаты расследования третьим лицам. В PayPal на официальный запрос «НГ» оперативного ответа получить не удалось.
«Намеки на нашу нечистоплотность при безусловно понятном политически мотивированном решении о прекращении сотрудничества выглядят крайне непорядочно, – заявили в ответ в «РосУзнике». – Это не может быть допустимым для известных финансовых компаний».
Суды над узниками по «болотному делу» находятся в самой активной фазе. В Мосгорсуде, где слушается дело об организации беспорядков на акции 6 мая лидером «Левого фронта» Сергеем Удальцовым и Леонидом Развозжаевым, вчера дали показания сопредседатель «Альянса зеленых и социал-демократов» Геннадий Гудков и депутат Госдумы Дмитрий Гудков.
С Геннадием Гудковым у судьи Александра Замашнюка беседа не сложилась. «6 мая – важное историческое событие», – церемонно начал речь Гудков. «Нет, обычное уголовное дело», – перебил его Замашнюк. Гудков заметил, что Виктор Бирюков, ныне возглавляющий пресс-службу МЧС, а в мае 2012-го отвечавший за взаимодействие МВД с институтами гражданского общества, не возражал против попытки демонстрантов сесть: «Пусть сидят хоть до конца согласованного времени», – процитировал его слова Гудков. «Утверждаю, что никаких массовых беспорядков на Болотной не было, – резюмировал политик. – Были столкновения демонстрантов с полицией, так это называется во всем мире». Дмитрий Гудков указал на другую деталь: когда с полицией практически удалось договориться об отводе цепи и расширении прохода, к делу подключилась группа неизвестных людей в капюшонах, которые стали что-то бросать. Их полицейские задерживать почему-то не стали, добавил политик.
Тем временем в Замоскворецком суде свидетели обвинения продолжили давать показания против рядовых фигурантов «болотного дела». Как считают в «РосУзнике», заслушивать их, видимо, осталось недолго: обвинительных показаний против всех четырех фигурантов накопилось достаточно. В четверг, к примеру, полицейский по фамилии Давыдов объявил, что фигурант дела Илья Гущин хватал его коллег и мешал им задерживать протестующих. Полицейский, правда, неправильно назвал цвет одежды, в которую 6 мая 2012 года был одет Гущин, на что сразу обратили внимание защитники. Но зато добавил, что протестующие кричали «провокационные лозунги против Путина и правительства».
На скамье подсудимых, включая Илью Гущина, напомним, четверо: антифашист Алексей Гаскаров, пенсионерка Елена Кохтарева и гражданский активист Александр Марголин. Их обвиняют в насилии против полиции и участии в массовых беспорядках. Накануне стало известно о новой волне «болотного дела»: уголовные дела за участие в акции оппозиции завели против активистки из Санкт-Петербурга Полины Стронгиной и москвича Дмитрия Ишевского. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с «НГ» высказал мнение, что решение платежных систем выглядит политически мотивированным – с учетом того, что организация, счета которой заморозили, тесно связана с защитой фигурантов «болотного дела». При этом компании вынуждены играть по правилам, которые установили власти государства вне зависимости от того, где они были учреждены. Эксперт приводит в пример Китай, где американские интернет-компании спокойно согласились на цензуру в Интернете, и случай с платежными системами VISA и MasterCard, моментально заморозившими счета российских банков после требования американского правительства. Единственным ограничителем для компаний является поведение сильных в финансовом плане стран в зависимости от того, насколько важна для них потеря рынка, резюмирует Алексей Макаркин: «За российский «РосУзник» по крайней мере никто пока не вступился».