0
10304
Газета Политика Интернет-версия

30.05.2014 00:01:00

"Яндексу" могут испортить бизнес-репутацию

Тэги: яндекс, статус, законопроект, сми


яндекс, статус, законопроект, сми «Яндекс» заставляют отказаться от новостей. Фото Людмилы Михэеску

Как стало известно «НГ», окончательного текста поправок к закону о СМИ, призванных приравнять к последним интернет-поисковики, например «Яндекс», в Госдуме пока нет. Однако рано или поздно эти изменения в законе появятся. Эксперты, опрошенные «НГ», указывают, что приравнивание к СМИ подобного рода сервисов необходимо для того, чтобы поставить под контроль этот пока независимый поток новостей. В конкретном же случае с «Яндексом» речь может идти еще и о коммерческой атаке с целью удешевить будущую покупку данного бизнеса.

Депутаты Госдумы сейчас работают над законопроектом, который обяжет поисковые системы и новостные агрегаторы регистрироваться в качестве СМИ. 

По данным источников «НГ» в нижней палате, окончательно сведенного текста в ней нет. И в данный момент непонятно, будут ли отнесены к СМИ только поисковики без разбора их юрисдикции и специфики, или же под закон подпадут лишь те, которые показывают наиболее запрашиваемые через них новости. Или вообще регистрация в качестве СМИ грозит любому интернет-ресурсу, который имеет дело с информационным потоком. Неясности с текстом, пояснил источник «НГ» в аппарате ГД, происходят скорее всего оттого, что «над законопроектом работают, собственно, не депутаты, а эксперты в правительстве – Минсвязи или скорее Роскомнадзоре. А также, безусловно, в кремлевской администрации. Думцы же просто ждут, когда к ним придет готовый текст вместе с командой «вперед!».

Напомним, что активная фаза «дела «Яндекса» началась в середине мая, когда депутат от ЛДПР Андрей Луговой, автор многих последних резонансных законов, отправил в Генеральную прокуратуру запрос о статусе сервиса «Яндекс. Новости». Ответ на депутатское обращение должен прийти не позднее середины июня, после чего соответствующий законопроект и планируется внести в Госдуму. Сейчас источники в ГД знают только, что действие будущего закона, возможно, распространится на любые ресурсы, поддерживающие агрегатные новости. Это будут так называемые гибридные СМИ. В «Яндексе» такие планы депутатов и чиновников уже сейчас вызывают серьезное возмущение.

Как отметила в беседе с «НГ» пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова, у ресурса нет своей редакции и модераторов, «сервис не пишет собственные материалы, у него нет редакционной политики и своей точки зрения, все новости поставляют партнеры». Она задается вопросом, может ли «Яндекс» быть реальной альтернативой СМИ? Мелкумова назвала затею депутатов бессмысленной: ведь все дело в том, что «Яндекс» показывает заголовки из тех СМИ, которые уже имеют российскую регистрацию. «Нет смысла повторно регистрировать эти же заголовки, только уже на главной странице «Яндекса» – все они уже и так являются продуктами СМИ», – заявила пресс-секретарь.

В Госдуме, однако, сразу же стали утверждать, что «Яндекс» и сам генерирует новостной контент. «Поисковик набрал слишком серьезный размах, дает уже свой комментарий и синтезирует большое количество новостного контента. Здесь уже мы должны вмешаться и четко прописать в законодательстве, что «Яндекс. Новости» реально является СМИ», – так комментировал новость о запросе своего коллеги по фракции Лугового в Генпрокуратуру первый зампред комитета ГД по информполитике Вадим Деньгин.

Как утверждают на Охотном Ряду, точку в споре о том, подходит ли «Яндекс» под определение СМИ или нет, в принципе должна поставить Генпрокуратура. Однако судьба поисковика может решиться и раньше. Источник «НГ» в Госдуме напомнил, что 10 июня президент Владимир Путин должен встретиться с главами ведущих интернет-компаний страны. Среди предполагаемых участников будет и гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож. 

Напомним, кстати, что Путин оказался в курсе разбирательств вокруг «Яндекса». На апрельском медиафоруме Общероссийского народного фронта один из присутствовавших блогеров поинтересовался у президента, что будет с «Яндексом» в рамках госполитики по усилению контроля за содержанием интернет-ресурсов и приравниванию к СМИ владельцев популярных сетевых дневников. Путин сказал, что «все не так просто»: «Сейчас в правительстве и в администрации президента рассматривается вопрос, вы же знаете об этом, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать». Стоит напомнить и последующее высказывание президента о том, что часть регистрации у «Яндекса» происходит за границей, и «не только для цели налогообложения, но и по другим соображениям». Заявление это тут же нанесло урон стоимости акций компании, которая упала на 5%.

Именно коммерческую составляющую атаки на «Яндекс» ряд экспертов и считает превалирующей. В разговоре с «НГ» блогер Олег Козырев сказал, что началась намеренная кампания против «Яндекса» с целью подмять его контент под себя, снизить стоимость акций и впоследствии большую их часть перекупить. Собеседник «НГ» напомнил, какой популярностью некогда пользовался на «Яндексе» раздел блогов: «Там были самые интересные и актуальные новости, собранные в том числе и из блогов. После наездов на поисковик – мол, там поднимают чересчур острые темы, – раздел пропал. Следом исчез и сервер «топ-блогов». Теперь, похоже, настала очередь ленты новостей». Параллельно, по словам Козырева, ведется атака и на сервис «Яндекс. Деньги» – проверки, устраиваемые по разным причинам, усложняют перечисление денежных средств: «Причем речь идет не о каком-то спонсировании оппозиции, а об обычных благотворительных сборах». Отказ от новостей, между прочим, тоже может оказаться для «Яндекса» серьезной бизнес-проблемой.

В «Яндексе» такого рода предположения эксперта комментировать отказались.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
338
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
341
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
278
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
180

Другие новости