«Яндекс» заставляют отказаться от новостей. Фото Людмилы Михэеску
Как стало известно «НГ», окончательного текста поправок к закону о СМИ, призванных приравнять к последним интернет-поисковики, например «Яндекс», в Госдуме пока нет. Однако рано или поздно эти изменения в законе появятся. Эксперты, опрошенные «НГ», указывают, что приравнивание к СМИ подобного рода сервисов необходимо для того, чтобы поставить под контроль этот пока независимый поток новостей. В конкретном же случае с «Яндексом» речь может идти еще и о коммерческой атаке с целью удешевить будущую покупку данного бизнеса.
Депутаты Госдумы сейчас работают над законопроектом, который обяжет поисковые системы и новостные агрегаторы регистрироваться в качестве СМИ.
По данным источников «НГ» в нижней палате, окончательно сведенного текста в ней нет. И в данный момент непонятно, будут ли отнесены к СМИ только поисковики без разбора их юрисдикции и специфики, или же под закон подпадут лишь те, которые показывают наиболее запрашиваемые через них новости. Или вообще регистрация в качестве СМИ грозит любому интернет-ресурсу, который имеет дело с информационным потоком. Неясности с текстом, пояснил источник «НГ» в аппарате ГД, происходят скорее всего оттого, что «над законопроектом работают, собственно, не депутаты, а эксперты в правительстве – Минсвязи или скорее Роскомнадзоре. А также, безусловно, в кремлевской администрации. Думцы же просто ждут, когда к ним придет готовый текст вместе с командой «вперед!».
Напомним, что активная фаза «дела «Яндекса» началась в середине мая, когда депутат от ЛДПР Андрей Луговой, автор многих последних резонансных законов, отправил в Генеральную прокуратуру запрос о статусе сервиса «Яндекс. Новости». Ответ на депутатское обращение должен прийти не позднее середины июня, после чего соответствующий законопроект и планируется внести в Госдуму. Сейчас источники в ГД знают только, что действие будущего закона, возможно, распространится на любые ресурсы, поддерживающие агрегатные новости. Это будут так называемые гибридные СМИ. В «Яндексе» такие планы депутатов и чиновников уже сейчас вызывают серьезное возмущение.
Как отметила в беседе с «НГ» пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова, у ресурса нет своей редакции и модераторов, «сервис не пишет собственные материалы, у него нет редакционной политики и своей точки зрения, все новости поставляют партнеры». Она задается вопросом, может ли «Яндекс» быть реальной альтернативой СМИ? Мелкумова назвала затею депутатов бессмысленной: ведь все дело в том, что «Яндекс» показывает заголовки из тех СМИ, которые уже имеют российскую регистрацию. «Нет смысла повторно регистрировать эти же заголовки, только уже на главной странице «Яндекса» – все они уже и так являются продуктами СМИ», – заявила пресс-секретарь.
В Госдуме, однако, сразу же стали утверждать, что «Яндекс» и сам генерирует новостной контент. «Поисковик набрал слишком серьезный размах, дает уже свой комментарий и синтезирует большое количество новостного контента. Здесь уже мы должны вмешаться и четко прописать в законодательстве, что «Яндекс. Новости» реально является СМИ», – так комментировал новость о запросе своего коллеги по фракции Лугового в Генпрокуратуру первый зампред комитета ГД по информполитике Вадим Деньгин.
Как утверждают на Охотном Ряду, точку в споре о том, подходит ли «Яндекс» под определение СМИ или нет, в принципе должна поставить Генпрокуратура. Однако судьба поисковика может решиться и раньше. Источник «НГ» в Госдуме напомнил, что 10 июня президент Владимир Путин должен встретиться с главами ведущих интернет-компаний страны. Среди предполагаемых участников будет и гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож.
Напомним, кстати, что Путин оказался в курсе разбирательств вокруг «Яндекса». На апрельском медиафоруме Общероссийского народного фронта один из присутствовавших блогеров поинтересовался у президента, что будет с «Яндексом» в рамках госполитики по усилению контроля за содержанием интернет-ресурсов и приравниванию к СМИ владельцев популярных сетевых дневников. Путин сказал, что «все не так просто»: «Сейчас в правительстве и в администрации президента рассматривается вопрос, вы же знаете об этом, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать». Стоит напомнить и последующее высказывание президента о том, что часть регистрации у «Яндекса» происходит за границей, и «не только для цели налогообложения, но и по другим соображениям». Заявление это тут же нанесло урон стоимости акций компании, которая упала на 5%.
Именно коммерческую составляющую атаки на «Яндекс» ряд экспертов и считает превалирующей. В разговоре с «НГ» блогер Олег Козырев сказал, что началась намеренная кампания против «Яндекса» с целью подмять его контент под себя, снизить стоимость акций и впоследствии большую их часть перекупить. Собеседник «НГ» напомнил, какой популярностью некогда пользовался на «Яндексе» раздел блогов: «Там были самые интересные и актуальные новости, собранные в том числе и из блогов. После наездов на поисковик – мол, там поднимают чересчур острые темы, – раздел пропал. Следом исчез и сервер «топ-блогов». Теперь, похоже, настала очередь ленты новостей». Параллельно, по словам Козырева, ведется атака и на сервис «Яндекс. Деньги» – проверки, устраиваемые по разным причинам, усложняют перечисление денежных средств: «Причем речь идет не о каком-то спонсировании оппозиции, а об обычных благотворительных сборах». Отказ от новостей, между прочим, тоже может оказаться для «Яндекса» серьезной бизнес-проблемой.
В «Яндексе» такого рода предположения эксперта комментировать отказались.