Мэры и губернаторы будут нести солидарную ответственность за совершенствование системы местного самоуправления. Однако именно главы регионов должны предусмотреть при разработке региональных законов, какую модель им выбирать. Учесть все нюансы региональной и местной власти поможет поливариативность закона о реформе МСУ, считают эксперты.
Первый этап реформы местного самоуправления пройден. Федеральный закон о совершенствовании системы МСУ, подготовленный в соответствии с поручением главы государства, озвученным в Послании Федеральному собранию в декабре прошлого года, подписан. Об этом в минувший понедельник на заседании Совета по развитию МСУ в Иванове заявил президент РФ Владимир Путин. В результате, отметил глава государства, были «подготовлены системные качественные предложения, которые легли в основу проекта закона».
Сегодня на старте – второй этап реформы, региональный. В течение полугода законодательные собрания регионов должны разработать свои законы об организации местного самоуправления. От того, насколько качественно это будет сделано, зависит достижение цели реформы – приближение муниципальной власти к людям.
Поэтому президент рекомендовал уже сейчас наладить диалог с муниципальной властью, забыв о личных, партийных или других конъюнктурных моментах. «Надо уже сейчас снять острые вопросы, чтобы потом избежать конфликтов, перекладывания ответственности; регионы и муниципалитеты должны работать как одна команда в интересах развития территорий, повышения качества жизни людей», – подчеркнул Владимир Путин.
Необходимость согласованной позиции при реализации закона подчеркивают и депутаты Госдумы. «Такой подход станет залогом не только эффективного применения законодательства, но также устойчивого и гармоничного развития муниципальных образований и самой системы местного самоуправления в стране», – сообщил руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев. От возможности учесть специфику и особенности каждой территории зависит «адекватная реализация» реформы МСУ, отметил также председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.
«На депутатов законодательных собраний, губернаторов ложится большая ответственность. Федеральный и региональные законы фактически установят правила, по которым после переходного периода будут жить регионы и муниципалитеты», – рассказал Кидяев.
Между тем за счет своей поливариативности закон дает возможность и губернаторам, и мэрам выбрать оптимальный вариант организации местного самоуправления для каждой территории, пояснил гендиректор Института приоритетных региональных проектов (ИПРП), политолог Николай Миронов.
Новая модель организации муниципальной власти – городской округ с делением на внутригородские районы – решит многие проблемные вопросы, убежден он. «Регионы смогут при необходимости децентрализовать систему управления крупного муниципального образования, обеспечить ротацию местной элиты, укрепить ее за счет представителей гражданского общества», – говорит эксперт.
Каждая территория в диалоге с региональной властью также сможет выбрать наиболее подходящий для себя способ избрания местной власти, продолжает Миронов. «Представительные органы муниципальных образований, муниципальных районов и городских округов могут избираться прямыми выборами населением либо по двухступенчатой модели, делегированием лучших представителей с нижестоящего на вышестоящий уровень», – отмечает Миронов.
Поливариативность закона и требование индивидуального подхода распространится и на полномочия муниципалитетов. Закон оставляет за муниципалами «несгораемый» перечень полномочий – тех, без которых местная власть функционировать не сможет. Остальные позволяет перераспределить на уровень региона. «Таким образом, решается проблема нехватки кадров и финансов при исполнении полномочий и в целом проблема разбалансированности одинакового объема полномочий для разного вида муниципальных образований», – говорит Миронов.
Система, предусматривающая наличие реальных полномочий у каждого внутригородского района крупного города, «однозначно приблизит власть к людям», констатирует гендиректор ИПРП. В городе с миллионным населением целые группы городского сообщества по факту не были представлены в городском самоуправлении. Сегодня они получат не только представительство, но и рычаги непосредственного влияния на принятие решений.
Кроме того, реализация закона предусматривает усиление поселенческого звена за счет формирования муниципальных и сельских районных органов местного самоуправления. И в первом, и во втором случае низовые территориальные образования получат возможность усилиться и политически – за счет избрания в районный или поселенческий совет депутатов, заключил Миронов.